Одни родители воспитывают и развивают детей по методике Монтессори и другим современным системам. Наказаниям предпочитают объяснения и разговоры. Другие действуют «по старинке» — ремнем, запретами и наказаниями.
В классе противоположности встречаются и возникают конфликты. В них втягиваются родители, и противостояние оппонентов выходит на новый уровень. «Безопасность» узнала у педагога-психолога МКУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Алексея Гершмана, как родителям взаимодействовать друг с другом, чтобы сохранить мир в классе.
Как родителям взаимодействовать друг с другом, чтобы и их общение не перешло в конфликт?
Предполагается, что взаимодействие между родителями — это такой некий «коллективный разум», который помогает решить какие-то актуальные проблемы. Однако, если человек хочет что-то получить, то это говорит о его готовности принимать новое или пересмотреть взгляды на процесс воспитания. То есть человек понимает, что есть определенная проблема, для ее решения нужно что-то сделать.
Однако, существуют родители, убежденные, что они все делают правильно, ничего менять не нужно и все у них хорошо. Частично их понять можно — мало кому нравится, когда взрослых людей учат и говорят, что они плохо воспитывают детей.
Для эффективного взаимодействия нужно добиться того, чтобы родители были настроены на диалог с позиции «мне кажется, есть определенные ситуации, выхода из которых я не могу найти самостоятельно, поэтому я хочу, чтобы мне в этом помогли». Только тогда люди готовы будут слушать и слышать друг друга.
Почему из очаровательных малышей вырастают агрессивные забияки?
Существует много различных подходов к процессу воспитания. Каждый выбирает тот, что ему ближе или кажется наиболее оптимальным и продуктивным. Если говорить о системе, включающей применение физической силы, то единственный сомнительный плюс в том, что ребенок моментально становится послушным и выполняет то, что ему скажут.
Но, нельзя путать воспитание с дрессировкой. В первом случае ребенку объясняют, что можно, а что — нет. Разъясняется причина каждого запрета и последствия поступков. То есть родители предостерегают ребенка. При физическом воздействии единственное, что «воспитывается» в ребенка — страх перед наказанием. Он будет вести себя хорошо не потому что его научили, а потому иначе будет больно.
К тому же важно помнить, что телесные наказания формирует у детей психологическую травму, часто на всю жизнь. Проявляется это в разного рода комплексах и особенностях характера. Применение физической силы нарушает права другого человека и на законодательном уровне запрещено по отношению к детям.
Что должен делать учитель, если в классе появляются «неуправляемые» ученики, мешающие другим учиться?
Школа — это отлаженный механизм, в котором все звенья взаимодействуют, поэтому механизм оказывается эффективным. Иногда учитель в одиночку не может справиться с проблемой. Ему нужно не просто наладить дисциплину в классе, но и работать на опережение. Ведь у каждого поступка есть причина, важно понять ее и определить того, кто будет наиболее компетентным в решении проблемы.
Очень часто выявить ее помогает личная беседа с ребенком. Не только о конкретном происшествии в классе, но и в целом о жизни ученика. Вызывающее поведение возникает из-за ситуаций в семье, желании понравится однокласснику и так далее.
После разговора принимается решение, о дальнейших действиях: беседе с родителями, письменном замечании, персональной рекомендации, подключении школьного психолога и (или) социального педагога, органов профилактики и другое.
Как уберечь ребенка от того, кто привык решать проблемы кулаками?
Буллинг, к сожалению, существует достаточно давно, это не что-то новое, но по прежнему актуальное для нас. В классе, нередко, происходит конфликт интересов и некий парадокс: многие с детства приучают к тому, что «если тебя ударили по одной щеке — подставь вторую». Но никто не хочет быть избитым и униженным, и никто не хочет, чтобы таким был их ребенок. Обычно родители говорят: «Дай сдачи, он от тебя и отстанет».
Помимо того, что этот способ не гуманный, он еще и крайне опасный. Можно случайно толкнуть обидчика так, что он упадет и сильно ударится головой. К тому же такой метод не гарантирует, что задира отстанет, а не станет еще более агрессивным.
Лучше постараться разобраться в ситуации. Предложите ребенку вывести обидчика на разговор. Это поможет понять причину его поведения, даст возможность разрядить обстановку и решить проблему мирным путем.
СТРАХИ ПЕРВОКЛАШЕК. КАК ПОМОЧЬ?
Если прямой разговор с хулиганом не складывается можно проанализировать круг общения обидчика и выяснить кто для него является авторитетом. Если этот ученик без негатива или с уважением относится к обижаемому ребенку, тот может попробовать воздействовать на ситуацию, поговорив с «авторитетом».
Как изменить привычку ребенка «решать проблемы кулаками»?
Опять же, начнем с того, что такая привычка не появляется просто так. Возможно, ребенок бьет других потому что не может справиться со скопившейся агрессией или чувством несправедливости от того, что у кого-то что-то есть, а у него этого нет. Агрессия может носить защитный характер из страха показаться слабым в новом коллективе. А может, он просто подражает какому-то персонажу, который так сильно его впечатлил или кого-то из своего окружения, например, родителей.
Иногда нужно изменить свой подход к ним, даже тогда, когда они что-то делают неправильно не ругать, а постараться найти в их работе что-то хорошее и отметить это. Тогда у ребенка может появиться стимул стать лучше, потому что к нему отнеслись как к полноценной личности. Его мнение и его самого принимают, его уважают и ценят. Чем не мотивация?