Дорамалэнд

Авторизация
или Зарегистрироваться

Контейнеры для раздельного сбора мусора считаются административным правонарушением

04.07.2017


отправить
отмена
ПОДЕЛИТЬСЯ:

 
В год экологии в России, особенно после прямой линии с президентом страны, вновь встал вопрос о сокращении количества полигонов твердых бытовых отходов и мусоросжигательных заводов. Многие эксперты уверены, что развитие технологий вкупе с хорошо продуманной работой с населением, могут изменить вопрос с переработкой мусора в позитивную сторону.
 
На это нацелено и правительство Российской Федерации. В начале июля, в одном из интервью, глава Минприроды Сергей Донской рассказал, как можно избавить страну от полигонов для отходов и улучшить экологическую ситуацию в России.
 
«Безопасность» обсудила с активистом общественного движения «Мусора больше нет», экологом и генеральным директором проектной организации «ЭкоДом.Профессионально» Анной Подолиной тонкости программы переработки отходов и необходимые этапы ее решения.
 
«Главная составляющая – законодательная. Сегодня по собственной инициативе жители и даже управляющие компании не имеют права поставить контейнеры для раздельного сбора отходов. Это считается административным правонарушением, за это грозит штраф. Работа в этом направлении, по крайней мере в Москве, ведется. В случае принятия поправок, жители смогут это делать в массовом порядке. Более того, за собранное вторичное сырье идет перерасчет и уменьшается счет в квитанциях, это финансовая мотивация», - сказала эколог.
 
Не менее важным фактором в успехе реализации программы раздельного сбора мусора эксперт называет отсутствие инфраструктуры для переработки. Заводов не хватает, и особенно остро эта проблема стоит в регионах. В частности, страна испытывает нехватку объектов по переработке органики.
 
ОТХОДНОЕ МЕСТО. ПОЧЕМУ МЫ НЕ МОЖЕМ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ МУСОРА
 
«Заводы по переработке вторсырья есть, их довольно много строится. Но это касается только стекла, макулатуры, металла, упаковок TetraPak, разнообразного пластика. Однако этот объем составляет лишь 15-25 процентов от всего объема отходов. Остальное – это именно органический мусор, который необходимо переводить в разряд удобрений, в компост. Официально у нас всего два крупных завода этого типа на всю страну», - сообщила активист.
 
 
По словам Подолиной, большая часть инвестиций в мусорную переработку направлена именно на неорганический мусор. Вложения в объекты органического преобразования считаются нерентабельными.
 
«Даже если этот вид бизнеса посчитать как убыточный, можно спросить – почему мы готовы платить за вывоз этих отходов на свалки или мусоросжигательные комбинаты, но не готовы перенаправить эти средства на создание заводов по биопереработке? Ведь полигон – это дотация, мы платим деньги, чтобы мусор туда ввезти. Теми же самыми деньгами можно поддержать компостирование, которое не будет занимать места и не будет отравлять почву, воду и воздух. Эти заводы необходимо строить и уже создана петиция по этому поводу», - говорит Подолина.
 
БОЛЕЕ 5 МЛРД ТОНН ОТХОДОВ ЕЖЕГОДНО ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ЗАХОРОНЕНИЕ В РОССИИ
 
Третьим аспектом в деле раздельного сбора мусора стоит вопрос по созданию системы отслеживания конечных точек в пути следования отсортированного мусора, которая позволит точно знать, что мусор из этого контейнера попал на переработку, а не на полигон.
 
 
«Многие жители отмечали, что они потратили время, отсортировали мусор, разложили его в несколько секций, отнесли, и на их глазах это все свалили в бак одной машины. Здесь встает вопрос правильной расстановки контейнеров. Надо понимать, что несколько видов контейнеров разного цвета под разные виды вторсырья – это устаревшая технология. Ручная выборка неэффективна, люди не замотивированы. Европейцы, например, отказываются от нее в пользу единого контейнера. Сортировка должна происходить механически, автоматизировано», - добавляет она.
 
КОТЛЕТЫ ОТДЕЛЬНО, МУХИ ОТДЕЛЬНО: КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА С РАЗДЕЛЬНЫМ СБОРОМ МУСОРА В РОССИИ
 
Единственное, о чем должен позаботиться житель на самом первом этапе сортировки, то есть распределении мусора собственными силами – это разделение всей массы выбрасываемого по контейнерам.
 
«В экобокс попадают батарейки, ртутьсодержащие лампы, градусники, то экологически вредные отходы. Второй – это органика, герметичный бак с крышкой, который задерживает все запахи, попадание внутрь него животных и птиц. Отдельные блоки – это все вторсырье и тот мусор, который не подлежит переработке. Пятый бокс – так называемая «дарморка». Это хорошие вещи, которые вам уже не нужны, но могут еще кому-то пригодится», - говорит эксперт.
 
В случае реализации такого варианта подготовки мусора к переработке, отходы переходят в ранг сырья. Все это звучит довольно идеалистично, если не учитывать самый главный фактор успеха реализации программы – мотивация жителей. Для этого, по мнению Подолиной, необходимо выполнить несколько обязательных условий.
 
ИГРА: РАССОРТИРУЙ МУСОР - СПАСИ ПЛАНЕТУ
 
«Для начала людям необходимо дать эту инфраструктуру. Плюс разъяснительная работа, хотя бы в течение полугода. Она должна быть постоянной и максимально насыщенной. Например, проведение экопраздников, на которых в виде игр, лекций и мастер-классов, в виде поощрения за активность. Если будет выработана привычка, люди обязательно в этот процесс включатся, расскажут родственникам, друзьям, соседям. А дело привычки – это 27 дней, если ежедневно заниматься. И такой запрос от населения есть», - уверена эколог.
 
 
По мнению Подолиной, стоимость проведения информационной работы с населением обойдется в довольно круглую сумму. Однако, она не идет в сравнение с постройкой или эксплуатацией мусорных полигонов. Да и в плане долгосрочных инвестиций вложение может оказаться очень выгодным, в первую очередь, для экологии.  
 
«Любой завод по переработке без нужной мотивации жителей будет бесполезным, он будет простаивать. Поэтому и мотивация должна состоять из нескольких составляющих – как материальных, так и эмоционально-духовных. Даже процесс комфортного «расхламления» здесь играет роль, это процесс коммуникации. Выложил ненужную вещь, будь то книга или растение, еще что-то, сфотографировал и рассказал, где можно забрать. Это можно реализовать внутри дворов, районов. Это социальные процессы. И моя практика показывает, что это работает», - заключила активист.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: