Вы спешите на работу, возвращаетесь с нее, отдыхаете дома или, возможно, в кафе? Может быть, вы в пути и вас окружают звуки самолетного двигателя, гулкий стук колесной пары о рельсы, стальной шепот «бензинового сердца» авто… Оглянитесь вокруг и задумайтесь: сколько техники вокруг, сколько идей, рожденных острой мыслью изобретателей, уже воплощено и сколько их предстоит воплотить!
Мир современного человека – динамичный, наполненный гаджетами и машинами, и все это, до единого транзистора и гайки, призвано расширить человеческие возможности, побороть физические ограничения и упрочить позиции разумного существа на Земле. Но всюду, где речь заходит о применении техники либо обустройстве этой самой техникой новых территорий, возникает понятие, которое неотделимо от прогресса. Речь идет об ответственности. В прикладном, бытовом общении мы используем синоним слова – безопасность. Итак, мы в ответе за все, что покорили, не так ли? И нам, человечеству, приходится постоянно вести гонку одних идей с другими.
Так было в конце девятнадцатого века, когда мощность автомобильных двигателей росла, качество дорог прогрессировало, а человек оставался все таким же уязвимым. Было предложено использовать ремни безопасности - простое изобретение, которое сохранило бессчетное количество жизней. Это самый простой пример, он известен даже детям, ведь с относительно недавних пор малышей обязывают пристегиваться при перевозке в авто так же, как и взрослых людей, не нуждающихся в опеке. Этим материалом телеканал [Б]езопасность начинает серию статей об изобретениях, которые «спасают человеческие жизни от человеческих же созданий».
Ловители лифта
Пропустим долгое описание (мы искренне не хотим тратить вашего, читатель, драгоценного времени на цитирование и так известного) - об изобретателях лифта и самом процессе технического совершенствования можно почитать в любой энциклопедии. Отметим только, что первый подъемный механизм собрал за два с половиной столетия до прихода Новой эры знаменитый Архимед из Сиракуз. Трудно представить, чтобы сам изобретатель взял да отказался от возможности прокатиться на собственном детище. Отсюда можно с определенной уверенностью сказать – это был первый из известных пассажирских лифтов.
История умалчивает о дальнейшей судьбе творения, хотя можно предположить: кататься на нем было далеко не самым великим удовольствием, к тому же еще и опасным. И здесь, разом перешагнув пару тысячелетий, перенесемся в Нью-Йорк середины девятнадцатого века. В Кристалл-Пэлас малоизвестный (на тот момент) изобретатель Элайша Отис проводит удивительный эксперимент. Он встает на подъемную площадку лифта (а их в почти современном виде уже активно использовали везде и всюду), зависает над шахтой и просит помощника топором рубить трос. Публика замирает… удар… еще один… остается лишь волосок и неразумный инженер вместе с массивной платформой вот-вот рухнет в тартарары, но… Трос обрывается, а лифт, словно пушинка, плавно тормозит и более того - останавливается. Успех! Торжество инженерной мысли! Так состоялась первая презентация ловителя для лифта, а с этого самого дня инвесторы стали всерьез рассматривать проекты по строительству небоскребов.
Видео: youtube-канал se1sn2
Самый важный на дороге
Опять же, сразу к делу! Ответьте на вопрос: какое изобретение в области дорожного автомобильного движения можно считать самым важным? Ремень безопасности, светофор, подушка безопасности - нет, все не то. Гадать дальше не будем, но к правильному ответу подойдем плавно. Начало двадцатого века, бум автомобилестроения. Нефть недорога, бензин покупай хоть бочками (его, кстати, до изобретения двигателя внутреннего сгорания попросту сжигали за ненадобностью либо фасовали в бутылки как растворитель, в ход и торговлю шел лишь осветительный керосин) – езди, не хочу! И желание ездить не отбивала даже запредельная статистика по ДТП.
А все дело в том, что на дорогах вплоть до 1911 года не было … разметки! Лобовые столкновения были самым распространенным видом аварий. И тогда житель Мичигана Эдуард Хайнс предложил рисовать сплошную линию на асфальте. Просто, гениально и дешево. (Теперь все автолюбители, кому на трассе приходилось подолгу плестись за тихоходами и ждать прерывистой линии, знают своего «врага» по имени. Но справедливости ради отметим – прерывистую линию для обгона предложил рисовать все тот же Хайнс).
Икар бы оценил
Архимед, Отис, Хайнс. Где же наши соотечественники? Неужели никто и ничего не изобрел для безопасности человека? Изобрел, и еще как! Глеб Евгеньевич Котельников – «отец» ранцевого парашюта. До него, конечно, и с самолетов, и с воздушных шаров прыжки совершали, но, согласитесь, нужно обладать не дюжей храбростью, чтобы с непонятно смотанным полотнищем рвануть с высоты. Потому честь и хвала Глебу Евгеньевичу, тем более, что к испытаниям он подходил гуманно. Ранец надевали на спину подопытному, а самого смельчака крепили на тросе к автомобилю. Парашют неизменно раскрывался, да так, что двигатель иной раз глох. Коммерческую модель изделия представляли в Париже в 1912-м, через год после изобретения.
В глубь веков
В конце статьи хочется окунуться в эру паровых машин. Они, громоздкие, пышущие белесыми струями обжигающего пара и ядовито-черным угольным дымом, стояли у истоков промышленной революции, перевернувшей быт и саму сущность человека. Мы стали передвигаться быстрее, нежели до этого позволяли мускульные возможности лошади, при этом гипотетически ехать можно было бесконечно далеко (насколько позволяли рельсы и запас угля, конечно). Лирика! Но что до практики? Двигается паровая машина за счет давления того же пара, разогретого намного выше точки кипения воды. Давление в котле велико и потому изначально стоял вопрос – как уберечься от взрыва (тем более, что такие случаи на заре машиностроения бывали)?
Простой, изящный способ предложил французский физик (и, увы, не состоявшийся врач) Дени Папен. Он тоже конструировал паровые машины, но себя и потомков от катастроф уберег простым изобретением – клапаном на пружине. Как только давление в котле превышало норму, затычка сама приоткрывалась и стравливала лишний пар. Дело было в далеком семнадцатом веке, однако вплоть до середины двадцатого столетия паровозы взрывались, и все, как один, из-за грубого нарушения техники безопасности либо износа. Так что защитный клапан тут не причем. Найти этот атавизм эпохи ранней индустриализации можно и по сей день на кухне. Присмотритесь к пароварке и сверху увидите тот самый клапан Папена.