Ежедневно в российских магазинах безнаказанно нарушаются права миллионов жителей страны.
Покупателей заставляют оставлять личные вещи в камерах хранения, причем, под их же собственную ответственность. Охранники выгоняют из торговых точек посетителей с фотоаппаратами или заставляют предъявлять содержимое сумок.
Руководитель общества защиты прав потребителей «ПотребКонтроль» Евгений Козик рассказал «Безопасности» что, с законодательной точки зрения, можно, а что нельзя делать в магазинах.
1. Разрешена ли в магазинах фото и видеосъемка?
Да, закон о защите персональных данных относится только к личной собственности. Магазин не является квартирой или личным жилым строением. Торговая деятельность осуществляется публично. А все, что происходит публично – можно фиксировать при помощи фото или видеосъемки. Например, для обеспечения собственной безопасности покупатель может снимать на личные устройства все, что с ним происходит: свое общение, посещение того или иного заведения и так далее. И никто не имеет права запрещать осуществлять такую съемку, поскольку это не запрещено российскими законами.
Но! Нельзя несанкционированно поставить в магазине видеонаблюдение, снять происходящее, а затем выложить запись в интернете под видом своей.
2. Можно ли проходить в торговый зал с большой сумкой или рюкзаком? Или нужно оставлять вещи в камерах хранения, которые часто не охраняются?
Да, покупатель не обязан оставлять вещи в ячейке, особенно если администрация магазина не несет ответственность за их сохранность. Оставлять вещи в таких местах — все равно, что просто сложить в углу и надеяться на их сохранность.
К тому же, в последнее время торговые сети типа «Леруа Мерлен» или «Виктория» переходят на электронные камеры хранения. По нашим наблюдениям, устройства часто зависают и не открываются. Покупатели вынуждены вызывать администрацию, охрану, переживать и теряют личное время.
Нередко покупатели теряют бумажную квитанцию от ячейки, ведь это не приличного размера ключ, а просто кусочек бумаги. И тогда начинаются проблемы с возвратом вещей.
Поэтому еще раз: да, можно проходить в торговый зал с большими рюкзаками ли сумками. Охранник или продавцы не имеют права не впускать такого покупателя. И даже, как это принято в некоторых гипермаркетах, запаковывать вещи в пластиковые пакеты — совершенно не обязательно.
3. Разрешено ли проносить в магазин покупки из другой торговой точки?
Да, если у вас есть кассовый чек, подтверждающий, что покупки сделаны в другом месте. Его нужно будет предъявить на кассе.
4. Можно ли посещать супермаркеты на роликах или с самокатом?
Закона, запрещающего посещение торговых точек с такими транспортными средствами — нет. Законодательно нигде не указано, что покупатель обязан оставлять такие транспортные средства на обособленных стоянках. Да и не существует охраняемых стоянок для самокатов, например. А оставлять маленького ребенка охранять самокат или стоять где-то в роликах – небезопасно.
Поэтому, несмотря на запретительные наклейки, передвигаться на роликах и самокатах по магазинам – можно. Особенно учитывая, что многие мерчендайзеры «Ашана» именно на роликах передвигаются по торговым залам.
Но, с точки зрения безопасности других покупателей и недопущения их травматизма, следует избегать подобных ситуаций.
5. Можно ли отправится за продуктами с домашним животным?
Нет — это запрещено санитарно-гигиеническими правилами. Есть закон о запрете посещения продуктовых магазинов вместе с животными. Ограничение распространяется и на те случаи, когда животное несут на руках или в сумке, а не оно самостоятельно передвигается.
6. А с мороженым или хот-догом?
Четкого законодательного запрета нет. Но есть рекомендации торговых сетей о том, что не следует доставлять неудобство другим посетителям.
7. Что насчет возмещения ущерба посетителем за порчу товара?
Если магазин докажет, что порча произошла умышленно или из-за неосторожности покупателя, то он обязан возместить ущерб. Также, придется заплатить, если покупатель испортил товар после того, как тот прошел через кассу, но до момента оплаты покупки.
Но в магазинах есть целый ряд нарушений, когда порча происходит не по вине посетителя. Например, если сокращается расстояние между рядами в торговых залах. В принципе, в магазинах запрещена палетная выкладка товаров. И если покупатель, проходя мимо с тележкой что-то зацепит и уронит, то необходимо проверять насколько законна такая выставка продукции. Потому что их, как правило, ставят в междурядье, расстояние сокращается и нарушаются требования размещения торговых рядов.
Если же ребенок уронил бутылку или банку с витрины – нужно проверить, почему они были остановлены так, что могли упасть. Товар должен размещаться таким образом, чтобы иметь жесткую постановку и не падать от покачиваний.
Зачастую покупатель не может достать товар с полки, из-за слишком больших ценников или излишне плотной утрамбовки продуктов на полках. Посетитель сильно тянет или дергает товар и соседние падают. А это тоже нарушение размещения товаров и это – вина магазина, а не посетителя.
Но если ребенок бежал, упал на полку и свалил товары, то за это несет ответственность родитель или опекун.
При этом любую ответственность покупателя администрации торговой точки необходимо будет доказать в суде. Посетитель не обязан возмещать ущерб без веских на то оснований.
8. Может ли охранник обыскивать посетителя? Досматривать сумку или проверять документы?
Досмотр карманов или сумки покупателя может производиться исключительно в присутствии двух независимых понятых и только сотрудником полиции. Если охрана начинает «перегибать», например, заставлять пройти в подсобное помещение для обыска, покупатель вправе потребовать вызова полиции, либо сам может вызвать правоохранителей.
Проверять документы, опять же, имеет право только сотрудник полиции после предъявления служебного удостоверения.
Обычный охранник магазина – не является сотрудником частного охранного предприятия. Это – сторож. Если договор на охрану заключен с ЧОП, то его сотрудник имеет лицензию и действует в рамках соответствующего законодательства. И такой охранник, в случае «перегиба» может лишиться лицензии и работы. Поэтому сотрудники ЧОП, как правило, не нарушают права покупателей и не преступают закон. Этим грешат обычные охранники.
Покупателю необходимо проверить документы лица, требующего пройти досмотр. У сотрудника ЧОП должно быть удостоверение в виде бейджика с указанием номера лицензии. Его нужно выписать и обратиться в органы МВД с просьбой провести проверку о превышении должностных полномочий.
9. Где можно узнать свои права и обязанности, как покупателя?
На стенде в каждом магазине должна быть подборка документов, в которых оговариваются права посетителей.
10. Куда нужно обращаться с жалобой?
В управление Роспотребнадзора, причем обязательно в письменном виде. Именно этот орган контролирует всю торговую деятельность и привлекает к дисциплинарной и административной ответственности.
Пытаться же привлечь магазин к ответственности при помощи записи в «Жалобной книги» — пустая трата времени. В настоящее время Роспотребнадзор отменил их обязательную проверку городскими управами или администрациями населенных пунктов. На усмотрение администрации она может быть, а может и не быть на стенде. Но никакого контроля по ним – нет.