Многие воздушные маневры были придуманы для того, чтобы эффективнее вести бои и защитить самолет от врага. Летчики рисковали жизнями, пытаясь освоить фигуры высшего пилотажа. Как звали этих героев и как выглядят самые опасные трюки в воздухе – в подборке [Б]езопасности.
Мертвая петля
Получила свое название потому, что первоначально была придумана только на бумаге и не выполнялась из-за серьезного риска. Первые попытки выполнения этого маневра закончились плачевно. Было только начало авиационной эры, и в большинстве случаев самолеты не могли выдержать нагрузку и разваливались прямо в воздухе. Впервые мертвую петлю удалось выполнить в 1913 году пилотом Петром Нестеровым. Считается, что именно он положил начало высшему пилотажу.
Штопор
В начале XX века, пытаясь выполнить этот маневр, гибли многие летчики. В то время все говорили, что выйти из штопора невозможно. Но уже в 1916 году Константин Арцеулов специально ввел самолет в фигуру штопора и смог успешно выйти из нее. Уже на следующий день летчик предложил вставить данный элемент в программу обучения. Сейчас выполнение этого когда-то «смертельного» маневра обязательно входит в программу обучения пилотному делу. Но хоть пилоты уже научились выполнять этот элемент, на реактивных истребителях он все еще запрещен.
Кобра Пугачева
Эта фигура – гордость российской авиации. Впервые маневр был выполнен в 1992 году российским пилотом Виктором Пугачевым. При выполнении кобры Пугачева самолет задирает нос и встает в стойку. Это зрелище сравнивают с тем, как кобра поднимается перед броском на свою жертву.
Бочка
При помощи этого маневра пилоты значительно усложняют процесс прицеливания в самолет, который крутится вокруг своей оси. В зависимости от того, сколько оборотов делает самолет, бочка называется одинарной, полуторной или многогранной. Маневр был впервые совершен американским летчиком Дэниелом Мэлони в 1905 году. Во времена Второй мировой войны этот прием спас жизни многих пилотов.
Чакра Фролова
Авиационный маневр назван в честь индийского оружия, которое похоже на кольцо с острой кромкой снаружи. Фигура не подходит для воздушных боев, ее используют только на показательных выступлениях. Во время ее исполнения самолет на маленькой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, в результате получается мертвая петля с небольшим радиусом. Первым, кто показал фигуру в воздухе, был Евгений Фролов. Он исполнил этот шедевр высшего пилотажа на самолете СУ-37 в 1995 году.
Колокол Квочура
Предполагалось, что при этом маневре истребитель становится невидимым для ракет с пультами управления наведения на цель. При исполнении первого маневра под названием «колокол» за штурвалом истребителя сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур. Произошло это в 1988 году. Сейчас фигуру используют не на боях, а на выступлениях пилотажных групп. А колоколом эта фигура названа потому, что, когда самолет выполняет данный маневр, складывается ощущение, что перед нами язык колокола.