«Европротокол» - система, позволяющая оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции с целью последующего получения страховой выплаты по ОСАГО. Проект
[Б]езопасность попросил заместителя генерального директора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Егора Иванова рассказать, на какие детали стоит обратить внимание участникам дорожного движения, насколько эффективен такой подход и нужно ли опасаться «европротокола».
Помните о простых правилах В «европротоколе» нет ничего опасного, это не уловка, не обман и не западня для автовладельцев. Чтобы все закончилось благополучно, водителям нужно помнить о нескольких простых правилах. Во-первых, если вы попали в дорожно-транспортное происшествие и хотите его оформить без вызова дорожной полиции, то есть ГИБДД, вы должны сделать одну очень простую вещь – позвонить в свою страховую компанию и обрисовать ситуацию: кто вы, где вы, номер вашего полиса, кто участник ДТП. Затем следуйте инструкциям, которые вам даст страховая компания. Во всех приличных компаниях работает круглосуточный call-центр, в котором все расскажут, подскажут и помогут. Во-вторых, надо убедиться, что у вас есть действующий полис ОСАГО и что у второго участника ДТП есть полис. Желательно, чтобы полис был той компании, у которой лицензия не отозвана. Информацию о втором участнике также расскажите своей страховой - в call-центре сразу подтвердят – да, у этой компании все нормально с лицензией и полис не просрочен. В-третьих, ДТП по «европротоколу» можно оформить только в случае, если у аварии два участника (не более), и если больше ничего не пострадало - ни забор, на фонарный столб и так далее. И, конечно, если не пострадал человек. Если нет вреда жизни и здоровью, то смело можно делать «европротокол». Наконец, необходимо удостовериться, что вы одинаково трактуете произошедшее со вторым участником ДТП, то есть вы не спорите об обстоятельствах. В упрощенной трактовке кто-то признается, что виноват, а в более сложной конфигурации надо просто одинаково описать обстоятельства. Это необходимо, чтобы страховые компании позже сами решали вопрос о том, кто виноват. Бывают ситуации обоюдной вины, например. Главное, чтобы второй участник был настроен миролюбиво, согласился оформлять «европротокол», и вы не спорили кто прав, а кто виноват.
Зафиксируйте все обстоятельства происшествия По «европротоколу» можно оформиться без вызова ГИБДД на сумму не более 50 тысяч рублей за причиненный ущерб. Теоретически в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области без вызова ГИБДД можно оформить по «европротоколу» ущерб и на более высокую сумму - вплоть до 400 тысяч рублей. Предполагается, что вы должны зафиксировать все обстоятельства происшествия с помощью средств фото- и видеофиксации, которые не поддаются коррекции. В идеале, необходимо, чтобы все было зафиксировано средствами навигации – тогда точно будет понятно где, когда и что произошло. Вот в этом скрывается первый камень преткновения для Москвы и москвичей. Существует много разночтений относительно того, что есть видео- и фотофиксация, исключающая возможность коррекции. Можно ли это зафиксировать на обычный фотоаппарат, смартфон или что-то еще, или нельзя. Опять же, если возникла спорная ситуация, смело звоните в страховую с места ДТП и получайте инструкцию. Моя рекомендация - обязательно все зафиксировать со всех сторон. Посмотреть и сфотографировать все вокруг, чтобы привязать отснятое к конкретному месту. Дальше тонкий момент - надо уже конкретно приступать к оформлению «европротокола». В теории все очень просто: необходимо иметь извещение, которое дается каждому водителю. («Европротокол» - это еще и специальная форма Извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники ДТП, и которая подтверждает право одного из участников (Потерпевшего) на получение страховой выплаты по ОСАГО). Надо договориться, кто заполняет левую часть, кто правую. И каждый по очереди заполняет это извещение. При этом заполнить его нужно тщательно, не пропуская ни одного пункта. Также на бланке есть маленькое пространство, где от руки надо будет схематически нарисовать само ДТП. В этом извещении принципиально важно всюду расписаться. Людей пугает, что если есть какие-то помарки, то им не заплатят. Но на самом деле это не так: страховщики боятся судов и не будут придираться к помаркам. Теперь следующий шаг. Тот, кто считает себя пострадавшим, везет извещение в свою страховую компанию и предъявляет машину на осмотр. Страховая организует ему независимую экспертизу и оценивает стоимость ремонта. А второй, условно говоря, виновник, тоже должен сообщить в свою страховую, что произошло ДТП. Есть некая байка, что если виновный не сообщит, то через некоторое время могут прийти штрафы. Я о таких случаях никогда ничего не слышал ничего. Это, по-моему, бред и людей просто запугивают. Конечно, страховой компании будет удобнее, если виновник ДТП к ним обратится и сообщит, что произошло. А что такое «сообщит»? Возвращаемся к первому пункту: произошло ДТП, участники которого достали свои мобильные телефоны и позвонили в свои страховые компании. Это уже и является фактом обращения. Собственно, для водителей, по сути, на этом все и заканчивается. Дальше самая большая проблема - определение размеров ущерба, потому что трудно понять, уложится ремонт в 50 тысяч или нет. Если вы думаете, что не уложитесь в 50 тысяч, достаточно вызвать ГИБДД и подождать.