Правительство рассматривает возможность обложить налогом на добавленную стоимость ввозимые в Россию самолеты, чей возраст превышает восемь лет. Как сообщает 1 июня «Коммерсантъ», такая мера должна, в числе прочего, поддержать российский авиапром и заставить авиакомпании обновлять свой парк. Телеканал
[Б]езопасность попросил
главного редактора сайта Avia.ru Романа Гусарова объяснить, зачем этот налог нужен и к чему он приведет.
Зачем Минпромторг предлагает ввести подобные нормы? Необходимо стимулировать продажи самолета Sukhoi Superjet 100. Были, как говорится, определены главные «враги» и конкуренты этого самолета, а это все самолеты старше восьми лет. Я считаю, что введение такого налога - необдуманный шаг. Дело в том, что самолет Sukhoi Superjet 100 - это маленький региональный самолет, и он вообще не является конкурентом Boeing и Airbus, так как не сможет их заменить по своим летно-техническим характеристикам. Не может Superjet летать, допустим, на Дальний Восток, как это делает, например, аэробус А330. Superjet не возьмет на борт 300 человек и будет лететь с сотней пассажиров с двумя или тремя промежуточными посадками.
К чему приведет введение НДС? Это ударит по авиакомпаниям. С одной стороны, крупные авиакомпании имеют новый парк воздушных судов, их это нововведение может не затронуть или затронет частично. А средние и мелкие авиакомпании, которым и так сейчас нелегко, встанут лицом к лицу с банкротством. То есть будет нанесен очередной удар по рынку авиаперевозок, и мы продолжим движение к монополизации этой сферы. С другой стороны, введение НДС никак не стимулирует продажи самолетов Sukhoi Superjet 100. Эта мера стимулирует продажи новых западных самолетов: те авиакомпании, которые смогут, откажутся от использования подержанных бортов и возьмут в лизинг новые. Вот и все. По сути, это решение лишь будет на руку западным производителям. Мы будем брать самолеты не со вторичного рынка, а покупать у компаний Boeing и Airbus. Я думаю они сейчас стоят там и рукоплещут такому предложению. Соответственно, если берут новые самолеты, то это более высокая лизинговая ставка. Значит, в итоге это будет переложено на пассажиров. А кто не переложит на пассажиров, тот обанкротится. Когда пытаются подыграть авиапрому, то всегда наносится удар по гражданской авиации.
А может это отразиться в дальнейшем на безопасности полетов? Этим фактом уже прикрывались, но если вы говорите, что старые самолеты опасны, то вы таким образом ставите крест и на отечественных самолетах - получается, что они тоже опасны. А ведь и «Суперджетам» когда-то будет 15 лет! Лизинговые компании будут стараться выжать из авиакомпаний все деньги за 15 лет, потому что будут знать, что после 15 лет самолет нельзя будет эксплуатировать. А значит тот же Superjet резко подорожает для перевозчиков. Были такие инициативы, но пока они, к счастью, не реализованы.
Получается, что больше всех в введении НДС заинтересован авиапром? Несомненно, Минпромторг выдвигает инициативу в интересах авиапрома, но отрасль не производит нужные гражданской авиации самолеты. Таких самолетов, как Superjet, в мире в год продается всего около 70 штук - это очень и очень узенькая ниша. И заставить всех пересесть на Superjet не логично. Если вам нужен автобус, вы не можете ездить на малолитражке.