Ноябрь – самый холодный и горячий месяц одновременно. Холодным он является для летних шин, а горячим он становится для работников шиномонтажек, которые неустанно «переобувают» транспортные средства в преддверии зимнего сезона. Но перед тем, как «переобуть» своего железного коня в то, что вы извлекли из гаража или с балкона, стоит внимательно осмотреть резину и серьезно подумать: не пора ли купить новую зимнюю резину? Полезными советами делятся авторы сайта Kolesa.ru.
Процедура «самодиагностики» зимних шин не сложнее подобной процедуры перед летним периодом. Во-первых, необходимо убедиться в том, что шина не имеет проколов, порезов и «шишек». Во-вторых, самостоятельно замерить высоту протектора. Третий пункт проверки – оценка достаточной «ошипованности» каждого колеса. Разумеется, резиновая смесь в отсутствие шипов своих свойств не теряет, но полагать, что «беззубая шиповка – это полноценная липучка», все же излишне оптимистично, подчеркивают авторы статьи.
Первым документом, регулирующим использование зимней резины, по-прежнему, является технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», вступивший в силу с 1 января 2015 года. Он гласит, что по закону «запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами в зимний период. Также запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства». Иными словами, обязательной является установка зимних шин как минимум на период с декабря по февраль. При этом наличие на них шипов, разумеется, не оговорено, главное – чтобы они были промаркированы соответствующим образом: значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S».
Пункт технического регламента четко дает понять, что никаких рейдов и проверок, касающихся установки зимней резины с 1, 15 или 25 ноября, ГИБДД проводить не должна: зимняя резина обязана появиться на автомобиле не позднее 1 декабря. Однако руководствоваться в этом вопросе стоит не законодательными актами, а здравым смыслом: в действительности, все зависит от температуры окружающей среды. Если на улице установились твердые +5, стоит задуматься о скорейшей замене летней резины на зимнюю. В данном случае лучше рано, чем поздно.
Второй документ, строго регламентирующий применение зимних шин, – это Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В нем указано, что остаточная глубина рисунка протектора у зимних покрышек должна составлять не менее 4 мм. Более того, этот документ, в отличие от техрегламента, предусматривает и наказание за нарушения: согласно части 1 статьи 12.5 КоАП нерадивого автовладельца могут оштрафовать на 500 рублей. Не стоит забывать и о том, что установка ошипованных колес только на одну ось – это не только грозящая опасность для окружающих, но и потенциальная дыра в вашем бюджете на «день жестянщика».
Для того чтобы точно не опоздать к монтажному станку, необходимо соблюсти всего несколько простых правил и убедиться в наличии следующих фактов:
- среднесуточная температура воздуха составляет менее +5... +7°С;
- зимних шин у вас как минимум 4, для установки на обе оси автомобиля, при этом как минимум две пары из них должны быть одинаковыми по конструкции и рисунку для попарной установки на разные оси. Все 4 шины должны быть либо ошипованными, либо неошипованными;
- остаточная высота протектора для всех шин составляет не менее 4 мм;
- ни одна из шин не имеет пробоев, порезов, разрывов, «грыж» и отслоений;
- остаточное число шипов (на ошипованных шинах) составляет не менее половины.
Если все вышеперечисленные условия соблюдены, вы готовы к надвигающемуся зимнему сезону.