Дополнительное образование для детей. Приносит оно пользу или, наоборот, только вредит ребенку? Какой должна быть нагрузка и как не перегнуть палку в процессе воспитания? Как относиться к попыткам родителей продолжать профессиональные династии и дать своему чаду все то, чего они были лишены в своем детстве? На вопросы журналистов [Б]езопасности ответила системный семейный и детский психолог, детский врач Анна Крайнова.
Одни родители пытаются развить в детях максимально возможное количество талантов. Другие, наоборот, не привлекают их ни к какой дополнительной учебной нагрузке. Кто из них прав?
На самом деле, наверное, заканчивается время, когда детей старались загружать по полной. Если мы возьмем советское время, многие дети были предоставлены сами себе. Потом был период с конца 90-х, когда шел образовательный бум, и детей старались с чуть ли не с пеленок отдать на разные курсы, кружки. Сейчас эта тенденция отчасти сохраняется.
Когда родители загружают ребенка по полной программе, очень часто эти дети, особенно в подростковом возрасте, сталкиваются с тем, что они «ничего не хотят». Не видят своего будущего. У них полностью отсутствует мотивация к учебе, и они не понимают, что им нравится, – не умеют выбирать. Потому что очень часто за них выбирали родители.
Я часто привожу такой пример: у каждого из нас есть какая-то любимая сладость. Когда мы едим ее раз в год или раз в месяц, это приносит колоссальное удовольствие. Но когда мы начинаем есть наш любимый торт на завтрак, обед и ужин, думаю, к концу второго-третьего дня мы этим пресытимся. Тоже самое происходит с любимым занятием ребенка. Он может возненавидеть это занятие, при том что у него изначально могут быть и способности, и желание.
Другая ситуация складывается, когда ребенок лишен каких-либо нагрузок (мы берем крайние варианты). В этом случае далеко идущие последствия – это неумение брать на себя ответственность, отказ от дела при первых трудностях, неверие в свои силы, незнание своих способностей. Принцип такой – не хочу, не буду; делаю только то, что хочу; зачем стараться. Такое происходит, когда у ребенка нет опыта положительного преодоления. Что-то было трудно, но справился, получилось. Нет опыта, когда есть обязанности и ответственность за них.
Для детей разных возрастных групп и нагрузка должна быть разной. Какая позволительна по возрасту?
Я бы выделила дошкольный, младший и средний школьный возраст. Возьмем дошкольников от трех до пяти лет, школьников с первого до четвертого класса и учащихся с пятого по седьмой класс. Для каждой из групп возможен свой уровень нагрузки. В каждом их возрастов разная ведущая деятельность.
У дошкольников ведущей деятельностью является игра. То есть шанс попробовать себя в разных профессиях, разных социальных ролях, получить информацию, как устроен мир. Соответственно лучшая форма обучения для них – это игра. Здесь очень важно услышать запросы ребенка, следовать за его интересами.
Сам процесс внедрения новых знаний не должен занимать более 20 минут, так как пока мало произвольности, ребенку трудно долго удерживать внимание. Это время может быть различным для девочек и для мальчиков. Как правило, девочки в это время более усидчивы. Но и для тех, и для других важна игра.
Другое дело с детьми из начальной школы. Здесь срабатывает иная мотивация, она связана с новой социальной ролью. Обычно дети гордятся тем, что стали частью общества именно через понимание себя как неотъемлемой составляющей. Ведущей деятельностью становится учеба. В это время дети больше ориентируются на сверстников и учителей. В это время детям важно быть примерными учениками, слушать учителя.
А начиная с пятого класса, важнее учебы становятся отношения со сверстниками. Ведущая деятельность этого периода – общение. Это умение находить единомышленников, это умение дружить, умение отстаивать себя. Понимание «кто я». Именно в это возрасте возникает в жизни ребенка иерархия, деление на группы. Есть те, кто пользуется успехом, есть аутсайдеры.
Очень часто на консультацию приводят детей 10-13 лет, которые без труда могут решать задачи уровня восьмого класса, то есть демонстрируют высокие умственные способности, но при этом их эмоциональный интеллект существенно отстает в своем развитии. На уровне понимания своих и чужих эмоций, реагирования на ситуации, они ведут себя как пятилетние дети. Важно, развивая, не забывать о естественных процессах развития.
Как же поступать родителям, чтобы не перегнуть палку ни в ту, ни в другую сторону? Что необходимо для гармоничного развития?
Во-первых, за ребенком необходимо внимательно наблюдать. Часто же бывает так, что родители проецируют собственное детство на детство собственного ребенка. Например, их родители были все время на работе и воспитанием не занимались. И они знают, каково это – быть ребенком, которым не занимаются. В таких случаях родители начинают, что называется, отрываться на детях. Стараются дать максимум того, чего не было у них. Редко кто задумывается о том, что, возможно, это совсем не то, что нужно ребенку.
Наблюдая за своим ребенком, мы можем понять, какие у него есть способности и увлечения. Узнать о его приоритетах, желаниях. Проще говоря, узнать о том, к чему душа лежит. Это особенно необходимо в семьях, в которых есть профессиональные династии, например врачи или военные. Дедушка был врачом, мама или папа – врачи, значит и ты тоже должен стать врачом. Никто не спрашивает ребенка – хочет он идти по этому пути или нет, так принято.
Счастлив человек может быть только тогда, когда занимается любимым делом.