Дорамалэнд

Авторизация
или Зарегистрироваться
«Федя теперь шашлык»: почему быть зацепером – предательство
239
05.12.2016
ПОДЕЛИТЬСЯ:

Россия ежегодно переживает эпидемию зацеперства. Основание для такого заявления вовсе не в количестве пойманных на опасных объектах детей. 43 подростка с начала 2016 года погибли на железных дорогах. И это лишь в Москве и области. 
 
Статистика показывает, что число смертей растет на протяжении нескольких лет, а причины все те же: удары током, наезд железнодорожных составов, падение с высоты. При этом в социальных сетях регулярно появляются сообщества, в которых подростки обсуждают идеи для новых «приключений», места встречи, а также то, как погибли их друзья. Кто создает эти группы, и почему быть зацепером – значит быть в кругу предателей, [Б]езопасности рассказала старший инспектор московского межрегионального управления на транспорте Следственного Комитета России Анна Старжинская.
 
НОВОСИБИРСКАЯ ПОЛИЦИЯ СНЯЛА ШОКИРУЮЩИЙ ФИЛЬМ О ЗАЦЕПЕРАХ
 
С чем связан общий рост числа зацеперов?
 
Нужно различать факторы влияния. На подростков сейчас активно воздействует информация из интернета. Годы назад об интернете, как об источнике такой угрозы, и подумать не могли. Сегодня почти ко всем сайтам и группам открыт полный доступ. Мы видим, что пишут, видим, кто там, но сделать ничего не можем. Эти сайты, как правило, создают взрослые люди. Они хорошо знают психологию подростков, их желания в этом возрасте найти и проявить себя. Сама информация на сайтах подается избирательно. Видео и фото говорят о том, что кататься на крыше электропоездов – это подвиг. Создается иллюзия, что вы смелый, сильный, не боитесь общественного порицания. И ребенок, который еще не сложил представления об истинной смелости, храбрости и подвигах, считает, что так выражает себя. 
 
 
Если говорить о некоем портрете авторов, создателей таких групп и сайтов, то кто эти люди, и что заставляет их заниматься этим?
 
Два ключевых момента, почему взрослые люди это делают. Первое – это выгода. В некоторых группах продают экипировку, ботинки, зацепные устройства и знаки отличия, то есть мы говорим о финансовой выгоде. Второе – желание взрослого человека окружить себя группой управляемых подростков. Для чего управляемых? Трудно говорить за каждого организатора, но есть одно очевидное свойство таких групп, точнее участников. Каждый подросток, залезший на крышу электрички, внутренне осознает, что путешествие может стать последним в жизни. Потому мы считаем, что зацепинг – это планомерное подталкивание ребенка к суициду.
 
СЕТИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ. КАК ПЕРЕПИСКА В ИНТЕРНЕТЕ ДОВОДИТ ДО САМОУБИЙСТВА
 
А у этих детей есть что-то общее? Может, все они из неблагополучных семей?
 
Вы знаете, это обычные дети. Сразу отмечу, в этом году средний возраст зацеперов значительно снизился. Представьте, есть подростки, которым по 12 лет, у них не один опыт такого развлечения. Естественно, по каждому случаю мы анализируем не только то, как ребенок оказался на крыше поезда, но и его семью, условия в школе. В большинстве случаев дети из благополучных семей, полных семей. Общаемся и с педагогами. Почти всегда дети знали, как вести себя на путях, на дороге, то есть в школе им все объясняли. И родители постфактум уверяют, что ребенок прекрасно знает все о правилах, но… 
 
 
Понимаете, это еще раз напоминает о существовании своей, особой подростковой среды общения, где такие поступки – проявление собственной самостоятельности. Опять же, в сети масса незакрытых групп. И общение в них настолько простое. Мы видим, как с утра там пишут – кто, где и как проехал на электричке, кто видел сотрудников полиции, на какой платформе. Они предупреждают друг друга: на этой станции не надо залазить, а на этой можно.
 
Существует и особый жаргон. Погибших друзей называют «шашлыком», прямо так и пишут: «Федя теперь шашлык», ведь после удара током тело часто обугливается. 
 
Там, в этих группах, выражаются и более грубо в отношении своих же погибших товарищей. Но не больше пары дней на форумах обсуждается тот или иной несчастный случай. И все. Дальше подросток забывается. Эта информация для тех, кто надеется запомниться своим отважным поведением. Для них же другой факт: представим себе несколько ребят из таких групп на крыше электрички. Кто-то падает или получает удар током. Что делают остальные? Они разбегаются. Никто не поможет погибающему, никто не позвонит на 112. Сообщество, в котором друг за друга болеют, сплоченная группа – это все иллюзия, в такой среде царит предательство.
 
ПОДРОСТОК-ЗАЦЕПЕР ОСТАЛСЯ БЕЗ СТОП, СОРВАВШИСЬ С ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА
 
Много разговоров ходит вокруг повышения штрафов за зацепинг, но ведь их платят родители. Сам подросток, в теории, вообще может избежать наказания. Как вы считаете, штраф – мера эффективная?
 
Смотря какой штраф заплатят родители. Сегодня это 100 рублей. Такая сумма не может создать барьера для подростка, и он не будет бояться ответственности родителей. Если штраф сделать больше, мы очень надеемся, что несовершеннолетний задумается хотя бы о семейном бюджете. Ведь о родителях зацеперы вспоминают в последнюю очередь, когда травмы получены и, если он остается жив, только папы и мамы рядом, выхаживают ребенка. 
 
С другой стороны, почему родитель не знает, где пропадает сын или дочь, почему не отслеживает, с кем они общаются в сети? Основной сезон травм на транспорте – это весна, лето осень, то есть когда тепло. Сейчас активность зацеперов снизилась, но появляется другая сезонная причина травм и смертей – дети носят наушники, сверху надевают капюшон и не видят авто или поездов. Напоминаем – это тоже опасно. Уже есть несчастные случаи по этой причине.
 
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ