Дорамалэнд

Авторизация
или Зарегистрироваться

«Интеллектуальная система управления МС-21 страхует экипаж практически от всех ошибок»

3263
10.06.2016
ПОДЕЛИТЬСЯ:

В Иркутске 8 июня представили пассажирский самолет МС-21–300 («Магистральный самолет XXI века»), который должен заменить в авиапарке России Ту-154 и Ту-204, а также, как надеются производители и власти, составить конкуренцию Airbus А320 и Boeing 737. Самолет проекта МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях и призван конкурировать с иностранными аналогами на всех географических рынках. Данный самолет имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов (4,06 метра), что позволяет предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолетов последнего поколения. В рамках программы создания семейства пассажирских самолетов нового поколения в настоящее время разрабатываются лайнеры МС-21–300 (160—211 мест) и МС-21–200 (130—176 мест).

Редакция [Б]езопасности решила узнать, в чем отличительные особенности МС-21, cможет ли он составить конкуренцию популярным Boeing и Airbus, а также означает ли создание нового самолета подъем российской авиации. За разъяснениями мы обратились к исполнительному директору отраслевого информационного агентства Aviaport.ru Олегу Пантелееву

1280px-ILA_2010_Samstag_363

Какие преимущества у МС-21 перед аналогичными иностранными самолетами?

Если мы говорим о зарубежных конкурентах, то это два поколения самолетов - активно используемый сегодня Boeing 737 NG (Boeing 737 Next Generation является обозначением моделей −600/-700/-800/-900 самолета Boeing 737 - прим. [Б]) и Airbus A320 и его модификации. Нужно учитывать, что оба ведущих производителя запустили программы ремоторизации своих наиболее популярных лайнеров, создав Airbus A320neo и Boeing-737 MAX. Отличия и преимущества МС-21 перед конкурентами вытекают из того, что относительно предыдущего самолета, который был создан в этой размерности, прошло уже очень много времени - А320 был создан в 1980-е годы. 

В мировом авиастроении появились новые решения, новые технологии. Все это позволило создать самолет, который, вмещая больше пассажиров, будет легче конкурентов - вес конструкции, приходящейся на одно пассажирское кресло в сопоставимых компоновках, у российского лайнера будет меньше. С другой стороны, применение композитных материалов в конструкции крыла, то есть так называемое черное крыло, позволило получить преимущество, может быть, не столько в весе, сколько в аэродинамических характеристиках. Удалось сделать крыло с большим удлинением. Очень эффективное! И это тоже будет вносить свой вклад в топливную эффективность самолета. Двигатели, которые применяются на самолете МС-21 сейчас, это те же двигатели компании и Pratt & Whitney с редукторным приводом вентилятора, которые применяются на самолете А320neo. Так что мы опираемся на последние достижения в области гражданского авиационного двигателестроения.

Какие нововведения в самолете имеются для пассажиров?

Необходимо помнить о важном обстоятельстве: диаметр фюзеляжа МС-21 имеет большую ширину кресел, большую ширину прохода между рядами, а это обозначает не только комфорт пассажиров, но и, что еще важнее для авиаперевозчиков, - возможность значительно сократить время высадки и посадки. Сегодня пассажиры заходят в самолет, кто-то кладет свои вещи на багажную полку. и за ним скапливается большая очередь.

В случае с МС-21, пока один пассажир кладет свои вещи, другой может пройти у него за спиной. Получается, что процедура посадки может быть ускорена практически на треть, а суммарно время разворота, то есть то время, когда аэропорт обслуживает самолет, может быть сокращено до 20 процентов. Это, безусловно, очень серьезная выгода с учетом того, что самолет дорогой и должен постоянно выполнять полеты. Ну и нужно отметить, что МС-21, пусть и не значительно, но превосходит своих конкурентов по крейсерской скорости. Следовательно, он за одно и то же время сможет выполнить больше парных рейсов.

Если говорить о направлениях, как планируется использовать МС-21, на какие расстояния?

Его дальность в массовой эксплуатации, вероятнее всего, не будет превышать 2500–3000 километров.  Это самое распространенное по дальности плечо, но при этом максимально допустимая дальность полета составит пять тысяч километров. По дальности он немного превосходит своих современных конкурентов и совсем незначительно отстает от ремоторизованных иномарок.

Сколько самолетов планируется выпустить в ближайшее время?

Необходимо, в первую очередь, обеспечить проведение сертификационных испытаний - для этого выпускается два летных образца и самолет для статических и ресурсных испытаний. Те производственные возможности, которые имеет на сегодня корпорация «Иркут», исходя из работы на сборке в одну смену, без дополнительных инвестиций, позволяет собирать порядка десяти самолетов в год, однако при вводе двухсменной работы на сборке можно увеличить темпы выпуска. Как ожидается, после 2023 года производитель сможет выйти на ранее заявленные темпы производства в районе 70 воздушных судов в год. Что касается потенциала рынка, то, по мнению специалистов корпорации «Иркут», на рынок может быть поставлено порядка тысячи самолетов за весь срок реализации этой программы. Конечно, это небольшая доля мирового рынка, но она принципиально важна для того, чтобы зафиксировать свое присутствие на мировом рынке и с уже будущими моделями лайнеров наращивать свое присутствие.

Есть какие-то новшества по обеспечению безопасности на этих самолетах?

Принципиально важный вопрос — это самая интеллектуальная система управления, которая создана на сегодняшний день применительно к гражданскому самолету, она страхует экипаж практически от всех ошибок, от которых может застраховать автоматика. К примеру, уже есть известные функции: если пилот будет увеличивать угол атаки, то есть задирать нос самолета, что автоматически приведет к снижению скорости. В случае, если скорость будет ниже критической, возможно сваливание и далее самолет будет уже не управляем. За рубежом и в России уже реализованы механизмы ограничения, которые не позволяют вывести самолет на такой режим. И даже если пилот продолжает тянуть рукоятку на себя, самолет не послушается его и не перейдет в нерасчетный режим.

Но российские специалисты, которые разработали систему управления МС-21, впервые в практике мирового гражданского авиастроения стали учитывать влияние возможного обледенения (потому что если на крыле, на фюзеляже образуется лед, то опасная граница естественно сдвигается), что учитывать необходимо потому, что в условиях обледенения этот электронный ограничитель работал строже. Это будет реализовано впервые. Есть другое интересное решение: известны прецеденты, когда на взлете или при посадке самолет касался взлетно-посадочной полосы хвостом, что могло приводить к серьезным негативным последствиям. Уже на самолетах Ту-214 и «Сухой Суперджет» был введен специальный ограничитель, который не позволяет коснуться полосы хвостом. На МС-21 впервые будет реализована функция, которая также ограничивает угол крена, то есть наклоны в сторону, чтобы не допустить касания поверхности либо крылом, либо мотогандолой. Такого ограничителя на конкурирующих самолетах нет.

09b25de75f74ddf757b4b6dff041930b

А конкретно для пилотов что-то предусмотрено?

Да, есть некоторые интересные решения, которые сделали бы более безопасной работу экипажей в условиях ограниченной видимости. Это так называемый hands up дисплей - проекционная система, которая позволяет выводить на специальный полупрозрачный экран самую необходимую полетную информацию. Причем считывать ее и воспринимать пилот может не отводя взгляд от закабинного пространства. Такие технологии уже используют в автомобилях и военных самолетах, но наши авиастроители решили пойти дальше и расширить возможности этой системы с помощью улучшенного и так называемого синтетического видения. Улучшенное видение — это возможность интегрировать данные, полученные с инфракрасной камеры, на то изображение, которое находится на экране. Тем самым в условиях плохой видимости, когда фактически что-то разглядеть сложно, можно, к примеру, обнаружить на взлетно-посадочной полосе какие-то посторонние предметы: автомобиль, самолет, животное.

Что касается синтетического видения, то оно поможет в условиях маневрирования в горной местности, когда физически препятствий за облаками не видно, но на основании трехмерных карт местности система восстанавливает картинку и экипаж видит какие предметы, какие элементы ландшафта будут перед ним по направлению полета. Фактически в условиях нулевой видимости можно будет успешно маневрировать в стесненной обстановке.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

октябрь
6
Всемирный день охраны мест обитаний
6
Первый полет истребителя МиГ-29 (1977)
6
Вышло приложение Instagram (2010)
6
Первое в истории США ограбление поезда (1866)
7
Международные дни наблюдения птиц
7
Принята последняя, «брежневская», Конституция СССР (1977)
7
Объявлено о возможном существовании еще одной планеты Солнечной системы (1999)