Дорамалэнд

Авторизация
или Зарегистрироваться

Подвиг на северной трассе: как и зачем строили БАМ

ПОДЕЛИТЬСЯ:

В 10 часов 10 минут по московскому времени на разъезде Балбухта Каларского района Читинской области 29 сентября 1984 года уложили «золотое звено» Байкало-Амурской магистрали, которое соединило все участки дороги в единое целое. Идея строительства появилась еще в конце ХIХ - начале ХХ века и обусловлена, в первую очередь, военно-политическими причинами. На второй план отходило освоение природных ресурсов вдоль трассы. В тексте «Безопасности» - интересные факты о строительстве БАМа, стоимости проекта и его возможном будущем

Байкало-Амурская магистраль является крупнейшим хозяйственным, транспортным, пассажирским и геополитическим объектом России. На всей протяженности в 4 300 километров дорога пересекает 11 крупных рек, 7 горных массивов, связывает более 60 городов. На БАМе построено 2 230 мостов, 8 тоннелей. Периодически магистраль требует вмешательства человека – модернизации, обновления составов, путей, объектов, расположенных вдоль трассы. Еще в 2013 году Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме заявил, что и БАМ, и Транссиб необходимо продолжать развивать. В проект в общей сложности собираются вложить один триллион рублей. 

Над БАМом за всю историю его строительства, работало более двух миллионов человек. Он является вторым магистральным железнодорожным выходом России к Тихому океану (первый - Транссиб). Магистраль начинается в Тайшете, городе в Иркутской области, и заканчивается в Советской гавани, в Хабаровском крае. БАМ проходит по Иркутской, Читинской, Амурской областям, Бурятии, Якутии, Хабаровскому краю.

Идею построить магистраль в Советском Союзе озвучили впервые в 1924 году, когда на Совете труда и обороны СССР начали говорить о необходимости строительства дублера Транссиба. Но главный смысл нового проекта заключался в том, что дорога должна была находиться подальше от государственной границы, в глубине страны.

Еще через шесть лет ЦК ВКП и Совет Народных Комиссаров СССР предложили проектным организациям Сибири и Дальнего Востока начать разработку планов строительства дороги с выходом к Тихому океану. Тогда дорога и получила свое название – Байкало-Амурская магистраль. Первые рельсы уложили в 1933 году, что характерно, на станции БАМ, недалеко от населенного пункта Сковородино, в сторону поселка Тындинский.  

В то же время, как нельзя кстати, в стране появилась по сути бесплатная рабочая сила – заключенные лагерей. БАМ с 1930 по 1950 годы годы строил Бамлаг, затем поделенный на шесть организаций той же принадлежности — Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД СССР. В 1935-м на стройке насчитывалось 162 390 заключенных, 2 405 вольнонаемных и 6 534 сотрудника военизированной охраны.

В 1937 году было принято решение о строительстве магистрали от Тайшета до Советской Гавани. А уже в 1940 году открыто движение поездов на участке Известковая – Ургал.

С началом Великой Отечественной войны все работы были заморожены. Более того, уже построенные пути разобрали и конструкции направили на строительство дороги вдоль Волги. Но это не помешало в 1943-1945 годах сделать железнодорожную ветку от Комсомольска-на-Амуре в сторону Советской Гавани.

ТРАНССИБ: ДОРОГА, ДЛИННОЮ В МАТЕРИК

В 1950–1959 годах с целью освоения природных ресурсов (лес, железная руда), была проложена трасса от Тайшета до Лены. К началу 1960-х годов в эксплуатацию сдали более 1 150 из 4 000 километров БАМа. В 1973 году наконец заработали «морские ворота» магистрали, порт Восточный в бухте Врангеля.

Вторым рождением этой грандиозной стройки считают 1974 год. Тогда началось активное строительство магистрали по самым разным направлениям. В работу принимали участие комсомольцы и части железнодорожных войск СССР. Через два года в южной Якутии начали активно разрабатывать месторождения коксующегося угля и наличие рядом железной дороги пришлось как нельзя кстати. В 1979 году завершено строительство восточного участка БАМа от Ургала до Комсомольска-на-Амуре.

К 1 января 1983 года на строительстве БАМа выполнено более 400 миллионов кубических метров земляных работ. Построено 3 400 притрассовых автомобильных дорог, 1 400 мостов и 1 800 водопропускных труб, уложено 2 260 километров главных железнодорожных путей. Кстати, в Москву первый поезд, сформированный в Тынде, прибыл только в январе 1984 года. Остановился он на Ярославском вокзале.

В период с 1978 по 1990 годы по БАМу было перевезено 279 миллионов тонн грузов, в том числе 112,7 миллиона тонн угля, 65,4 миллиона тонн леса, 33 миллиона пассажиров. То есть по объемам пассажиропотока это все равно, что переместить с места на место три Бельгии или шесть Финляндий.

Строительство магистрали обошлось Советскому Союзу, без учета упущенной выгоды, в 17,7 миллиардов рублей (в сметных ценах на 1 января 1991 года), а при учете упущенной выгоды, по средней годовой ставке 8 процентов, в 55,3 миллиарда рублей.

ПОВОРОТ СИБИРСКИХ РЕК КАК ПРЕДВЕСТНИК ПЕРЕСТРОЙКИ

В 1997 году трасса БАМа была разделена между Восточно-Сибирской и Дальневосточной железными дорогами. Строительство магистрали автоматически способствовало возникновению новых жилых поселков, промышленных предприятий, культурных центров. На строительстве работали бригады из всех союзных республик, а также отряды из Болгарии, Венгрии, Монголии.


Значение магистрали

Нормализация работы магистрали на всем ее протяжении создает основу для:

1. Широкомасштабного хозяйственного освоения Дальнего Востока и Севера России

2. Создания прочных связей со странами Востока (Япония, Китай, Корея)

3. Развития экономики Сахалина, Курильских островов


«Стратегия-2030» предусматривала резкое увеличение пропускной способности БАМа. Также планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов. Объем инвестиций в магистраль составит около 400 миллиардов рублей. Планируется построить 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч километров. Это в первую очередь такие грузообразующие линии, как Лена — Непа — Ленск, Хани — Олекминск, Новая Чара — Апсатская, Новая Чара — Чина, Шимановская — Гарь — Февральск, Улак — Эльгинское месторождение.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

октябрь
1
День саке в Японии
1
В Вене выпущена первая в мире почтовая открытка с маркой (1869)
1
С конвейера сошел первый «горбатый» «Запорожец» (1960)
2
Международный день ненасилия
2
В Японии обнаружен человеческий ген, обеспечивающий функции биологических часов (1997)