Больше всего россияне боятся терактов. Такие данные представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подводя итоги опроса о том, жертвой каких преступлений россияне боятся стать больше и с чем уже сталкивались в жизни. Телеканал [Б]езопасность попросил клинического психолога Анну Крайнову рассказать о том, как можно помочь человеку, пережившему теракт.
Каковы стадии переживания теракта и в чем их особенности?
Первая стадия: Отрицание Длится несколько дней: свидетель теракта уверен, что психика не пострадала и он здоров. И, следовательно, в первые дни происходит отказ от психологической помощи. Существует статистика, согласно которой в первые дни после теракта по телефону доверия к психологам поступают звонки от любопытных - от тех, кто хочет побольше узнать «что случилось». И только начиная с четвертого дня ждут звонков от действительно пострадавших.
Вторая стадия: Ступор, или фаза дезориентации Длится от шести месяцев до одного года. Особенно продолжительна и выражена в ситуации потери близких. В это время пострадавший отдаляется от общества, резко ограничивает общение, бросает работу.
Третья стадия: Реорганизация Наступает через шесть месяцев - год после трагедии. В это время происходит возврат в общество, поиск новой работы. Проблема этой стадии заключается в том, что социум отказывается принять пострадавшего в теракте. В обществе боятся как террористов, так и их жертв. Последних по причине их сниженного настроения (депрессивности),замкнутости, повышенной конфликтности.
Часто пережившие теракт сначала делятся со всеми (и это очень важно - выговариваться, в терапии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) используется метод многократных повторений), но потом замыкаются. Часто переезжают и стараются скрыть прошлое, видя реакцию окружающих.
И в этом смысле пережившие теракт имеют сходный опыт с участниками боевых действий, которые, будучи обученными военными и, казалось бы, «подготовленными к травмирующим событиям», тоже могут переживать и переживают негативный эмоциональный опыт, когда в ходе боевых действий гибнут люди вокруг или существует реальная угроза для их жизни.
Если, например, говорить о ветеранах афганской или вьетнамской войн, то участники боевых действий считаются людьми с «тяжелой психикой». Зная про себя это, они «берегут» окружающих посредством того, что замыкаются и уходят в себя. То же происходит и с пережившими теракт. Сначала они пытаются рассказать о своем переживании, но, видя непонимание и даже страх окружающих, впоследствии перестают это делать и замыкаются в своем переживании. Что только ухудшает их состояние.
Как родственники могут помочь пострадавшему?
На первой стадии близким пострадавшего важно не вестись на браваду, эйфорию или кажущееся нейтральное «ничего не случилось» настроение. Быть внимательными. Также необходимо называть вещи своими именами - особенно, если были жертвы. Ненавязчиво предлагать обратиться за помощью к специалистам, даже если пострадавший активно отрицает ее необходимость. Можно говорить: «здорово, что ты так легко все это пережил и справляешься. Значит, консультация/обследование не займет много времени. И, возможно, ты своим примером сможешь помочь другим пережить этот тяжелый опыт».
На второй стадии важно просто быть рядом. Утешать, выслушивать, поддерживать. Не обесценивать переживания пострадавшего. Не дать ему замкнуться. Спрашивать, как он/она собирается жить дальше, что поможет пережить это негативное событие? Говорить, что это нормально - сильно переживать по поводу того, что случилось. Странно было бы делать вид, что ничего не произошло. И что этому состоянию надо дать время (не торопиться выходить из него и принять себя в нем).
Но в то же время нужно аккуратно находить смыслы жить и простраивать картину желаемого будущего, где пострадавший вернется к нормальной жизнедеятельности. И, может, даже использует полученный опыт или взятую паузу, чтобы, например, сменить нелюбимую работу на ту, о которой давно мечтал. Или использует прожитые переживания, чтобы поделиться ими или помочь другим в похожей ситуации. И об этом с ней/ним можно в это время говорить.
На третьей стадии нужна поддержка для новой адаптации при выходе в социум. Помощь в поиске работы (при этом это не значит «искать за» пережившего теракт, но например, искать вместе или обсуждать, как идут поиски). Помочь в переезде, привыкании, организации досуга.