Своего рода «новогодний подарок» для верующих, РПЦ и их оппонентов преподнесли власти Санкт-Петербурга: принято окончательное решение о судьбе Исаакиевского собора. Его передадут Русской Православной Церкви. В интервью [Б]езопасности председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии отец Александр (Пелин) официально подтвердил данный факт.
«Но пока никаких документов и бумаг на этот счет нет», — добавил собеседник.
Напомним, впервые вопрос о передаче прозвучал два года назад, но тогда власти Петербурга отказали РПЦ. Не помогли попытки найти решение в суде: жалобу православных активистов не стали даже рассматривать.
Теперь же о решении можно говорить, как о принятом, но у него есть противники. Культурная и музейная общественность уверяет, что с передачей объекта в руки РПЦ появится ряд ограничений. Часть здания может оказаться недоступной для посетителей, а богослужения ограничат поток туристических групп. Кроме того, по мнению противников передачи собора, интересы церкви вызваны сравнительно неплохой выручкой объекта. За 2016 год он принес доход в 800 миллионов рублей. Теперь же средств не досчитается фонд музейного комплекса, а бюджет Северной столицы — налоговых отчислений.
«Сейчас музей функционирует в прежнем режиме, персоналу рекомендовано не предаваться каким-либо чувствам, а продолжать исполнять свои обязанности», — рассказал [Б]езопасности директор государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай Буров.
Для нынешнего руководства музея решение городских властей событием не стало. Год назад в ведение РПЦ были переданы две «жемчужины» комплекса: Сампсониевский и Смольный соборы. Пик критики в адрес священнослужителей пришелся на период тех событий.
Но епархия все нападки со стороны общественности связывает с незнанием реальной ситуации. Именно нынешнее положение дел в музее, по заверению Александра Пелина, должно вызывать массу вопросов.
«Администрация музея превратилась в обыкновенных коммерсантов. Это коммерческое предприятие, коммерческая структура, можно сказать — это клан, мафия, которые используют собор исключительно для обогащения. Посмотрите на Казанский собор. Там бесплатный вход, совершенно иная структура функционирования, просветительская работа с молодежью, обществом, работает воскресная школа. Что подобного ведется в Исаакиевском соборе? Там ничего подобного нет. Службы ведутся в «ущербном, зачаточном» варианте. И, конечно, служить там не могут ни митрополит наш, ни тем более патриарх», — отметил отец Александр.
Описывая взаимоотношения с руководством музея, собеседник рассказал о постоянных притеснениях.
«Скорее, скорее, заканчивайте службу! В девять у нас экскурсия! Нам нужно план выполнять!» — процитировал Александр Пелин типичный разговор с администрацией.
«Конечно притеснение «есть»! В минувшем году было проведено аж 640 служб, чудовищное притеснение… Во-вторых, музей не дает проводить службы в технологический день — это среда каждой недели, чем не притеснение? А то, что музей ежегодно должен принять четыре миллиона посетителей и иметь свежайший, нежнейший, чистейший и подготовленный вид, об этом как-то не думается. Так что, притеснение церкви — это песня старая и тухловатая, на мой взгляд», — ответил на обвинения директор музейного комплекса Николай Буров.
Буров также выразил сомнения, сможет ли церковь поддерживать уникальное сооружение в надлежащем виде. Входящий в тройку самых популярных туристический объектов России, Исаакиевский собор представляет собой и уникальную финансовую структуру, которая на реставрацию, охрану и обслуживание здания не требует ни рубля бюджетных средств.
«Ведь речь идет не только об одном Исаакиевском соборе. Весь комплекс храмов из вырученных средств нужно реставрировать, поддерживать его состояние. Что касается разных слухов: музейный «карман» на виду, в открытом доступе в Сети есть подробный финансовый отчет каждого года, и, как бюджетное, государственное учреждение мы регулярно подвергаемся проверкам всех служб», — добавил Буров.
Усомнился он и в сроках передачи объекта РПЦ. Многие предметы внутри собора остаются федеральной музейной собственностью, нюансы с их разделом будут решаться не быстро. Таким образом, названный властями Петербурга срок может быть увеличен, а полновластно распоряжаться собором, скорее всего, РПЦ будет не в наступившем, а следующем году.
Тем не менее, в епархии Северной столицы уже подготовили ряд предложений. Александр Пелин рассказал о планах создать на базе «Исаакия» Патриарший собор. Таким образом, по мнению представителя РПЦ, ценность объекта как культурного только возрастет, а в России официально появится второй по значимости объект, который в церковной иерархии уступит лишь московскому Храму Христа Спасителя. Этот факт в некоторой степени восстановит историческую справедливость, ведь еще сто лет назад нынешний музей был главным собором Российской империи.
«Этот собор должен являться не только культурным объектом, не только памятником истории, с чем спорят некоторые либеральные депутаты. Россия не является только своей историей, не является только своей культурой. Россия и сейчас формирует культуру, она в состоянии дать миру большие смыслы. Один из ответов на многие вызовы современности — это наша Православная вера. И если мы хотим любому иностранцу показать духовную культуру страны, то они прежде всего должны посещать собор, как место богослужения», — сказал Пелин.
Собеседник [Б]езопасности также добавил, что оснований для радикальных высказываний у противников передачи нет. Как и ранее взятые под опеку Сампсониевский и Смольный соборы, Исаакиевский останется в государственной собственности и не изменит статуса исторического наследия.
«Если говорить просто, то мы в этом соборе даже гвоздь забить не сможем без согласования с госорганами», — резюмировал представитель РПЦ.