Минусовые температуры, заснеженные горные склоны и наплыв пациентов в отделениях травматологии – на российских базах стартовал сезон активного зимнего отдыха. Горные лыжи и сноуборд дают качественную физическую нагрузку и массу положительных эмоций, но эти виды спорта травмоопасны. И зачастую выбросы адреналина и эндорфинов мешают верно оценить все риски катания. Как результат, каждый день на одной горнолыжной базе два человека получают серьезные переломы. Мелкие травмы даже не считают. Инструктор по горным лыжам и сноуборду Павел Таланов сравнивает правила поведения на склонах с ПДД и автомобильным движением. В беседе с журналистами [Б]езопасности инструктор рассказал про восемь заповедей трассы, которые следует соблюдать, чтобы не было мучительно больно.
Заповедь №1 – «Не выпендриваться»
Для начинающих – пологие склоны. Именно здесь и стоит оттачивать мастерство владения доской и лыжами, избегая крутых и неухоженных горок. Так же, как и начинающий водитель, который, прежде чем выехать на МКАД, должен накатать достаточное количество километров на трассах менее опасных и загруженных. Соотнести собственные умения и возможности с предлагаемыми обстоятельствами – это первое правило безопасного отдыха, которое инструкторы чаще сокращают до фразы «не выпендриваться».
Заповедь №2 – «Края видеть»
Для поднимающихся – край трассы. Без использования подъемника, при пешем восхождении на склон следует держаться «обочины». Двигаясь против основного потока катающихся, надо быть крайне внимательным: во-первых, не мешать тем, кто катится вниз, а во-вторых, помнить о той скорости, с которой лыжник или сноубордист несется вниз. Следовательно, подниматься, придерживаясь исключительно края горной «проезжей части».
Заповедь №3 – «Без перегибов»
Для посиделок – места вне трассы. Беседовать, отдыхать и флиртовать посередине склона запрещается. Посидеть на доске или постоять на лыжах можно только на краю спуска. И есть особо опасные для горной «парковки» места, где остановка и вовсе запрещена – это так называемые перегибы – рельефные особенности трассы, где спортсмен не видит, что находится, к примеру, через 50 метров впереди. Остановка за таким перегибом неизбежно приведет к столкновению, спортсмен не сумеет уже ни затормозить, ни изменить траекторию.
Заповедь №4 – «Упал – ползи»
Упал – уходи с трассы. В случае падения за перегибом, покинуть трассу следует в минимально сжатые сроки. Собрать в охапку отстегнувшиеся лыжи и, как советуют инструкторы, отползать в сторону. Упавший человек и разбросанное снаряжение за перегибом – опасная преграда, которая может привести к смертельному столкновению.
Заповедь №5 – «Следи за доской»
Оставленный без присмотра сноуборд – опасен. В отличие от лыж, у которых есть стопоры, сноуборды могут «кататься» самостоятельно. И это одно из самых распространенных ДТП на горнолыжных трассах – останавливаются поправить шапку или немного отдохнуть, а неуправляемый сноуборд продолжает движение.
Заповедь №6 – «Смотри выше!»
Катаешься карвингом – смотри наверх. Для мастеров спуска, которые освоили карвинг, – это серия крутых и резких поворотов, главное – следить за соседями по трассе, которые спускаются выше. На склоне могут быть менее опытные спортсмены, которые едут не очень уверенно и почти по прямой, в таком случае столкновение будет неизбежно. Более того, тот, кто спускается выше, может и вовсе не понять, какой именно маневр вы задумали. Карвинг, говорят профессионалы, это как перестроиться на автомобиле из первого сразу в пятый ряд. Интересно, но весьма опасно.
Заповедь №7 – «Ты внизу – ты прав»
В авариях на горнолыжной трассе по традиции виновен тот, кто ехал позади. Здесь все так же, как и в автомобильном движении, а значит тот, кто двигается по склону выше, должен оценить свои возможности и свой маневр. К примеру, если по склону ниже катятся дети, даже самый опытный спортсмен должен сбросить скорость, увеличить расстояние и только потом продолжать маневрирование.
Заповедь №8 – «Ноль промилле»
Напитки с градусом – после спуска. Это правило соблюдают, к сожалению, немногие, разогреваясь алкогольными напитками еще до выхода на трассу. Ведь, в отличие от автодороги, здесь права не отберут. Да и многие мастера спуска считают, что традиционные «пять капель» их профессионализму и навыкам никак не помешают. Но инструкторы признаются, по результатам проведенных ими лично опытов, даже минимальная доза алкоголя притупляет внимание и замедляет реакцию, что в случае нестандартной ситуации на спуске помешает принятию верного решения.