Дорамалэнд

Авторизация
или Зарегистрироваться
«Объединяются против того, кто... сильнее». Как понять, что над ребенком издеваются в школе?
506
13.01.2017
ПОДЕЛИТЬСЯ:

Детский психолог Анна Крайнова ответила на вопросы [Б]езопасности о том, почему дети унижают своих одноклассников, кто попадает в группу риска, какова роль учителей и что делать родителям, если их чадо стало изгоем.

Кто чаще становится объектом травли?

Дети бывают очень жестокими. При этом часто срабатывает психология толпы, когда целая группа участвует в травле одного. Кого обычно выбирают объектом насмешек и издевательств? Это могут быть тихие дети, неуверенные в себе и не умеющие за себя постоять. Или дети, имеющие особенности развития. Или те, кто по каким-то признакам выбивается из общей массы в силу внешности, болезни, специфики поведения или семейной ситуации (рыжие, небольшого роста, прихрамывающие, с заиканием, болезненные, из неполных семей и так далее).

Сейчас, на фоне расслоения общества, отдельно стоит говорить и о материальном благополучии семьи (точнее ее неблагополучии или финансовых трудностях). Есть престижные школы, где твоя ценность определяется маркой и ценой мобильного телефона, достатком или статусом твоих родителей. Нет телефона, ты не в тренде. Аутсайдер. Изгой.

Часто травят детей, которые рано повзрослели. Родители которых игнорируют их чувства, эмоционально недоступны, не защищают, втягивают в свои отношения, сами находятся в созависимых отношениях, инфантильны или страдают зависимостями. В семьях, где иерархия перевернута (ответственность и забота идет не сверху-вниз от старшего поколения к подрастающему, а наоборот дети ухаживают и беспокоятся о родителях). Или внутри семьи функционирует треугольник Карпмана, определяющий и предписывающий взаимодействие из трех ролей (Спасатель-Агрессор-Жертва). Такие дети не принимаются в коллективе из-за своей взрослости (и как чуждые, слишком «правильные» отвергаются) или провоцируют на травлю из позиции Жертвы.

«СЧАСТЛИВ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЗАНИМАЕТСЯ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ»

Бывает под издевательства попадают и дети, родители которых, наоборот, предпочитают гиперопеку. Замечено, что если ребенок болезненный, на инвалидности или усыновлен (взят из интерната) с ним носятся, жалеют, многое прощают, не ставят нормальных границ, «сдувают пылинки», то есть создают специальные условия, то это закрепляет беспомощность и формирует у ребенка поведение жертвы, неспособной самостоятельно справляться с трудностями. И, как следствие, часто закрепляет инвалидность, неадекватную самооценку или ущербность восприятия себя. Иными словами дополнительно инвалидизирует. В то время, как здоровое взаимодействие в семье (общение, как с обычным ребенком) помогает выстраивать нормальные отношения и со сверстниками.

Особенности травли в младшей школе

В младшей школе в зарождении насмешек особую роль играет мнение и позиция учителя. Как это не грустно, именно с подачи учителя зачастую начинаются подколки и издевательства одноклассников. Будто дается негласное право, что «ЭТОГО/ЭТУ и ТАК можно». При этом слова взрослого (наделенного в этом возрасте абсолютным авторитетом и властью), с одной стороны, имеют огромное значение в формировании представлений о себе подвергающегося насмешкам ребенка, как о плохом, виноватом. На него будто ставится пожизненное клеймо «дурачка», «двоечника», «неряхи», «жадины», «драчуна», «врунишки». С другой, дается отмашка для остальных, что именно так надо и можно себя вести – прилюдно унижать, позорить, высмеивать. Класс призывается в свидетели для усиления эффекта.

При этом часто дети поддаются импульсу не потому, что они имели такие намерения — обидеть данного конкретного ребенка, но потому, что авторитет Учителя велик и поведение его служит примером. К тому же хочется любым способом получить одобрение значимого взрослого, угодить. Повторяя за взрослым, дети внутри чувствуют, что происходит что-то нехорошее. Внутренне сжимаются и боятся, что и с ними могут поступить также. И часто именно этот страх за себя (страх оказаться в похожей ситуации) толкает их на активное преследование уже обозначенной жертвы.

Вслух с унизительными комментариями зачитываются детские сочинения с сокровенными мыслями, высмеиваются ошибки, делаются суждения об умственных способностях, ребенка позорят перед всем классом, не разобравшись, за «недостойное поведение» или «жадность», если он плохо попросил неимущих родителей о сборе средств. Или вообще говорится, что он черствый и убогий, потому что не умеет сопереживать чужому горю. А ребенок вполне себе чуткий и принес последнее, что у него было. Или писал сам, как умел, потому что никто не мог помочь.

КАК СДЕЛАТЬ ДОРОГУ В ШКОЛУ БЕЗОПАСНОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА

Как правило, дети, которые становятся объектом травли, испытывают целую гамму очень сильных переживаний, и прежде всего стыд, вину и страх. В моменты, когда случаются эпизоды травли, им хочется исчезнуть, не-существовать. Так сильно переживается ощущение позора и стыда. Именно поэтому в большинстве случаев они боятся просить помощи и рассказывать родителям о том, что происходят. Потому что внутренне очень боятся, что всему миру откроется, что они настолько нехороши и недостойны уважения и любви.

Психика ребенка старается защититься – срабатывают защитные механизмы (наиболее частые вытеснение и диссоциация). Ребенок старается как можно скорее «все забыть» или в кульминационные моменты как будто «видит происходящее со стороны».

Многие вырастают, имея подобные шрамы в душе, и даже не подозревают, что были заложниками некорректного поведения взрослого. Если те травматичные события остались не пережитыми, во взрослом возрасте на терапии по совсем другим поводам, как правило, эти болезненные воспоминания всплывают, и есть возможность закрыть гештальт — «восстановить справедливость», снять груз пережитого стыда и плохости, освободиться от навешанного ярлыка и увидеть произошедшее в другом свете.

«ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – ЭТО КАК ПРОЙТИ ПО МИННОМУ ПОЛЮ ИЛИ ПОКАТАТЬСЯ НА АМЕРИКАНСКИХ ГОРКАХ»

Что делать?

  • Если ребенок младше 12 лет однозначно стоит вмешиваться. Одна из задач родителей: защищать своего ребенка и обеспечивать его безопасность. Поэтому идти говорить напрямую с учителем. Как взрослый со взрослым.

  • Если травлю затеяли дети, то взрослым необходимо разбираться с помощью классного руководителя и школьного психолога, а также обидчика (-ов) и его родителей.

Особенности травли в подростковом возрасте

В подростковом возрасте акценты восприятия действительности смещаются с учебной деятельности и авторитета учителя на общение со сверстниками. В этом возрасте наиболее важным становится оценка тебя одноклассниками, их мнение о тебе, принадлежность к группе, отношения. Стоит также помнить о трудностях переходного возраста (см статью о подростковом возрасте), когда все белое или черное, когда ищутся смыслы и формируется собственная идентичность, когда все остро переживается и близко принимается к сердцу. Когда важна включенность в группу, принадлежность к определенной иерархии. Когда возникает первая влюбленность. Когда подросток пытается сепарироваться (отделиться) от родителей, отрицая их помощь, обесценивая их мнение. Именно поэтому в этом возрасте травля имеет другие формы, проявления и последствия.

Инициируют травлю сами подростки-ровесники или те, кто немного постарше. Группой выбирается жертва. Это может быть «ботаник» или робкая девочка-аутсайдер. В этом возрасте в ход идут не только обидные прозвища или словечки. Часто у жертвы отнимают деньги или портят вещи, придумываются разные виды повинностей (например, написание контрольных работ или выполнение домашних заданий, уборка или покупка необходимых вещей), личная информация становится достоянием общественности. Иногда издевательства снимаются на видео и выкладываются в интернет, организуется травля в соцсетях. Известны случаи, когда систематическая  травля приводит к суициду.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК НАХОДИТСЯ В ГРУППЕ РИСКА ПО СОВЕРШЕНИЮ САМОУБИЙСТВА?

Происходит это потому, что подростку важно быть принятым сверстниками, потому что все остро переживается (острее, чем в любом другом возрасте), потому что этому возрасту присуща уязвимость во многих вещах (будь то внешность или первая любовь). Отчаяние, страх, безвыходность, острое переживание стыда, одиночества и отвержения – вот что переживает попавший в эту непростую ситуацию подросток. Кто-то замыкается в себе, кто-то начинает отчаянно бороться.

Что делать?

  • Сейчас в школах организованы группы медиации, которые выступают посредниками в конфликтных ситуациях.
  • Взрослым приходится непросто: хочется и помочь и в то же время не навредить. Подростки часто отдаляются, стыдятся родителей (просят не встречать или не звонить, не нянчиться, как с маленькими и не лезть), а потому принять вашу помощь или попросить о ней для них иногда значит окончательно упасть в глазах ровесников. И тем не менее, в некоторых случаях это необходимо.
  • Очень важно попробовать найти контакт со своим ребенком и поговорить. Совместно выработать тактику поведения, поделиться своим опытом, обратиться к специалисту, поговорить с учителями.
  • Если налицо случаи физического насилия или есть угроза жизни, то реагировать лучше быстро.

Признаки, по которым можно определить, что над ребенком издеваются

  1. Если прежде открытый и общительный ребенок, становится тихим, замкнутым, грустным.

  2. Когда общий фон настроения снижен или отмечается эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения)

  3. Когда ребенок просит перевести в другую школу

  4. Когда резко без видимой причины пропадает желание ходить в школу

  5. Когда ребенок начинает проявлять интерес к приемам самообороны, занятиям боксом или борьбой

  6. Когда расспрашивает (прямо или намеками) обижали ли вас и что делать

  7. Когда вы замечаете, что начинают происходить странные вещи:

  • Появляются синяки и ссадины, о происхождении которых ребенок старается умолчать

  • Начинают пропадать, пачкаться или портится одежда и вещи

  • Ребенок начинает «терять» деньги или просить больше, чем обычно

  • Приходит из школы с заплаканными глазами

  • Начинает прогуливать и скрывает это от вас

  • Успеваемость резко падает

  • Ребенок нехотя отвечает на вопросы, становится скрытным, отводит глаза, грубит, обманывает (*некоторые вещи характерны для подросткового возраста и на них стоит обращать внимание, если поведение или состояние ребенка резко изменились)

  1. Перестает есть и спать

  2. Вы замечаете, что у него нет друзей

  3. Он отказывается выходить из дома

В семьях, где приняты доверительные отношения, вероятность того, что вы заметите, что с ребенком происходит что-то  не то выше. Самый простой способ узнать, что происходит –это спросить. Если ребенок молчит, можно рассказать о вашем опыте или сделать предположение о том, что происходит.

Для младшеклассников и их родителей есть замечательная книга Людмилы Петрановской «Что делать, если». В ней очень подробно и доступно описаны разные ситуации и как себя в них вести, как научить ребенка самого заступаться за себя. Отличное совместное чтение на ночь.

С подростками все не так просто и иногда важно найти человека, которому бы ребенок мог довериться.

В заключение:

Любой опыт полезен, если мы выносим из него что-то важное.

Это может удивить и вызвать недоверие, но часто объединяются против того, кто…сильнее. И, несмотря на боль и переживания, дети как-то с этой ситуацией справляются. Кто-то идет заниматься боксом или начинает качаться, и больше не дает себя в обиду (тот же Тарзан). Кто-то, закрывшись в своей комнате, много читает или учится креативить и фантазировать, что потом служит прекрасным ресурсом для восстановления и развивает эрудицию. Кто-то развивает в себе душевные качества: человечность и эмпатию (умение сопереживать), по себе зная, как это больно, когда травят. Что очень востребовано в помогающих профессиях. Кто-то учится отстаивать свои права и справедливость при помощи буквы закона и становится прекрасным юристом. А кто-то, вопреки пророчествам и ярлыкам, воплощает в жизнь свои самые смелые мечты, за которые когда-то был перед всем классом осмеян.

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ