Дорамалэнд

Авторизация
или Зарегистрироваться
Чуть-чуть не считается: насилие в семье «уходит» из Уголовного кодекса
128
11.01.2017
ПОДЕЛИТЬСЯ:

Делами семейными открыли депутаты Госдумы весеннюю сессию, начав работу в новом году с законопроекта о декриминализации побоев. На этот раз либерализацию Уголовного кодекса планируют распространить и на факты насилия в семье. Впрочем, само понятие семейного насилия ряд экспертов, комментируя ныне действующие законы, а также подготовленные законопроекты, просят брать в кавычки.
 
 
Июль 2016 года. Госдума шестого созыва буквально в последние дни своей законодательной деятельности внесла изменения в Уголовный кодекс в отношении побоев. Депутаты поддержали идею о том, чтобы разделить простые побои и побои в отношении близких лиц. В результате внесенных поправок «простые побои» были декриминализированы, то есть перешли из категории уголовных преступлений в административные. «Побои в отношении близких лиц» остались в плоскости кодекса Уголовного с перспективами сурового наказания – вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
 
ЛЮБОВЬ ПО-РУССКИ: БИТЬ И ЛЮБИТЬ ОДНОВРЕМЕННО
 
Принятие этих поправок незамедлительно стало поводом для возмущений, а сам закон общественность переименовала в «закон о шлепках». Обращалось внимание на то, что во многих российских семьях система шлепков и подзатыльников в воспитательных целях является нормой. А все это, согласно новым поправкам, можно рассматривать как побои в отношении близких лиц, за которые родителей вполне могут упрятать за решетку на два года.
 
В результате последовали яркие выступления представителей сенатского корпуса, пикеты, петиции и обращения к президенту с просьбой отменить «антисемейный закон». Почти двести тысяч подписей против «закона о шлепках» собрали только активисты Родительского всероссийского сопротивления, лидер которого Мария Мамиконян считает результат законотворчества прежнего думского созыва «бессмысленным и опасным».
 
«Что такое хорошо и что такое плохо, дети обычно понимают с помощью того или иного родительского ограничения. И практически в каждой семье применяемая мера ограничения – шлепок. И этому придали такое ненормальное значение и такое суровое наказание», — сказала Мамиконян в разговоре с корреспондентом [Б]езопасности.
В ВАШЕМ ДОМЕ ТИРАН, НО ВЫ ОБ ЭТОМ НЕ ЗНАЕТЕ
 
Мамиконян выступает за определение порога невмешательства по тем же шлепкам, впрочем, ей самой судить о шлепках, признается, трудно, в семье детей не шлепали, как и ее саму в детстве.
 
«Но что значит синяк? А что, лучше, если его заберут из семьи этого ребенка? Надо смотреть альтернативу… Мама поставила синяк на попе… Синяк через два дня заживет, а без мамы два года – невесело», — добавила она.
 
Но кроме обсуждения порога невмешательства и его зависимости в том числе и от размеров синяков, звучали и другие мнения о том, что, обозначив принятые поправки, как «закон о шлепках», общественники несколько извратили смысл «побоев в отношении близких лиц». И в качестве аргументов в защиту уголовного наказания шли цифры статистики: 50 тысяч случаев домашнего насилия за 2015 год, порядка тысячи погибших от насилия в семье детей за девять месяцев 2016 года.
 
СКОЛЬКО РОССИЯН СЧИТАЮТ, ЧТО ЖЕРТВА НАСИЛИЯ ВИНОВАТА САМА?
 
Январь 2017 года. В первый рабочий день весенней сессии депутаты Госдумы седьмого созыва вернулись к законотворчеству своих предшественников и поддержали декриминализацию «побоев в отношении близких лиц». Таким образом, семейное насилие уходит из уголовной плоскости в административную. Правда, в предложенном законопроекте оговаривается, что административным нарушением побои в семье будут считаться лишь в первый раз, повторный факт насилия будет уже уголовно наказуемым.
 
Председатель общероссийского движения «За ПРАВА женщин России» адвокат Людмила Айвар такой подход считает неправильным.
 
«Законодатель хочет, чтобы был признак неоднократности. Но, как показывает правоприменительная практика, правоохранительные органы зачастую просто не хотят этими вопросами заниматься. Они не так часто доказывали уголовное преступление, как будут доказывать административное?» — заметила Айвар.
 
Законопроект о декриминализации побоев в семье ожидает еще два чтения. То, что его примут, сомнений нет ни у противников, ни у сторонников поправок. Впрочем, последние считают данную трактовку минимумом «конституционной справедливости» по отношению к семье. Мария Мамиконян не исключает изменений и доработок.
 
В РОССИИ СОЗДАНО МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ БОРЬБЫ С НАСИЛИЕМ
 
«Хорошо бы, чтобы не было. Но думаю, что внесут. У нас сильно раскручена тема так называемого семейного насилия.  И, думаю, все борцы против семейного насилия будут вносить поправки.  Здесь в кавычках надо все ставить: и борцы, и семейное насилие. Конечно, будут поправки. Почти наверняка», — отметила Мамиконян.
 
Что касается мнения противников этого законопроекта, Людмила Айвар считает, что домашнее насилие останется теперь и вовсе безнаказанным.
 
«У нас сегодня какая история получается, у нас за жестокое обращение с животными сажают в тюрьму, а за жестокое обращение с членами семьи — административное наказание. Если страх перед уголовным наказанием не останавливает семейного насильника, то административное законодательство вообще не сможет никак повлиять», — заключила Айвар. 
Альбина Макарова, корреспондент
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ