Дорамалэнд

Авторизация
или Зарегистрироваться

«Запах» смерти. Почему российские детекторы запаха взрывчатки не выходят на рынок

862
29.05.2017
ПОДЕЛИТЬСЯ:

Обнаруживать взрывчатку по запаху, установив детекторы на всех крупных мероприятиях, призвал экс-глава ФСБ РФ, а ныне депутат Госдумы Николай Ковалев, выступая на антитеррористической конференции. Обсуждение противодействия терроризму происходило в Вене, а Великобритания тем временем пыталась оправиться от удара – теракта на «Манчестер Арене». От взрыва в фойе погибли 22 человека, полсотни пострадавших. Среди жертв – дети.
 
По свидетельствам очевидцев, к безопасности на «Манчестер Арене» отнеслись без должного внимания: рамки не работали, досмотра не было. Понятно, что рамки, в любом случае, сработают только на металлические элементы, для досмотра нужен повод или хотя бы подозрение. Но сколько в мире или, к примеру, в России профессионалов, у которых «нюх» на террориста?
 
Выходит, что «искусственный нюх» может быть выходом — тем самым поводом для подозрений. Вопрос – кто создает такое оборудование и сколько оно стоит? Эксперты утверждают, что в оборонной отрасли и нашей страны, и других стран устройства, работающие по принципу «искусственного носа» и определяющие наличие взрывчатки по запаху, имеются. Но стоят очень дорого. Это такие модели, которые невозможно будет внедрить повсеместно, расположив, к примеру, на входе каждой станции метро. Но и среди имеющихся разработок большинство – результат зарубежной научной мысли. Можно ли в таком случае говорить об импортозамещении в сфере безопасности? Российские ученые утверждают – можно. Но при одном условии – наличии денег. 
 
НЕ ИМЕЕМ ПРАВА РАССЛАБЛЯТЬСЯ – ЭКСПЕРТ ОБ УГРОЗЕ ТЕРРОРИЗМА
 
«Безопасность» пообщалась с двумя российскими разработчиками «искусственных носов», чтобы узнать, насколько конкурентна сегодня отечественная наука в данной области.
 
Цифровой нюх
 
«Электронный нос», который может поместиться, к примеру, в сотовом телефоне. По сути, чип, который анализирует, распознает запахи и сигнализирует об угрозе. Это разработка лаборатории сенсоров и микросистем Саратовского технического университета (СТУ), и на данный момент она так и остается разработкой.
 
«Чтобы его запустить (в производство), ему надо придать форму, провести экспертизы, получить соответствующие заключения от соответствующих органов, то есть, это требует средств. Нужны инвестиционные составляющие. К сожалению, инвесторов, которые бы взяли на себя доработку проекта, мы не нашли», — рассказывает ректор СТУ Игорь Плеве.
 
Впрочем, и при наличии инвесторов, производство «электронного носа» было бы сложным, утверждает его разработчик, научный руководитель лаборатории сенсоров и микросистем СТУ профессор Виктор Сысоев:
 
«Все разработки, связанные с микроэлектроникой существуют сегодня только на уровне прототипов. Фактически, все, кто хочет разрабатывать реальный прибор для реализации, вынуждены за коммерческими площадками обращаться в Китай, Европу или Японию. В России почти не осталось такого производства».
 
Саратов когда-то был одним из центров микроэлектроники, но после 90-х бывшие заводы-гиганты так и не оправились. По словам Сысоева, сегодня там «теплится жизнь», но выполнение сложных задач уже невозможно.
 
АБСОЛЮТНАЯ ВЗРЫВЧАТКА СОЗДАНА В РОССИИ
 
Мультисенсорные системы, на основе которых саратовские ученые создали «электронный нос», по их оценкам, одно из самых перспективных направлений для создания доступного, в том числе и по цене, прибора для анализа запахов. При должных доработках и необходимых финансовых вложениях разработчики уверены, что можно создать оборудование для установки, к примеру, в метро. По сути, это система чипов, «обученных» отличать запах взрывчатых веществ:
 
«Мы перешли на цифровую обработку звука, изображения, и я считаю, что цифровая обработка запаха – следующий шаг. Пока ничего нет лучше, чем симулировать обонятельную систему млекопитающего. И «электронный нос» должен работать как собака у турникета: обнюхал – подал сигнал».
 
Разработчики утверждают, что принципиальная стоимость такого устройства будет весьма небольшой, чип «электронного носа», в случае налаживания производства, будет иметь цену от 10 до 30 долларов. Дополнительные траты, которые повлияют на стоимость устройства, это «обучение» чипов, то есть, калибровка, для которой понадобится обученный персонал и инфраструктура.
 
По словам Сысоева, в США были стартапы по созданию подобных «электронных носов». Их «обонятельные способности», кстати, были ниже, чем у «саратовского носа», а в продажу они поступали по цене от 5 тысяч долларов. Ученые СТУ стремятся к тому, чтобы стоимость устройства была не выше 1 тысячи долларов.
 
Более «качественный» нос, по сравнению с разработкой саратовских ученых, создали в Израиле, по крайней мере, утверждают, что создали. Со страниц научного издания заявили, что смогли, видоизменив принцип работы сенсоров, детектировать самые маленькие концентрации паров взрывчатых веществ. Но на рынке, утверждает Сысоев, этой установки пока нет и какова дальнейшая судьба израильской разработки, саратовские ученые не знают:
 
«В Израиле проблеме обеспечения безопасности уделяют много внимания и в такие разработки вкладывают много денег. Поэтому от них прорыва можно ожидать. Первый, скорее всего, Израиль, а потом и Китай подключится».
 
«Засвеченная» угроза
 
Столица Урала создает свой «искусственный нос». На базе Уральского федерального университета (УрФУ) разработан прибор, который способен, подобно служебной натренированной собаке, выявлять запах взрывчатки, причем в условиях людского потока, подавая сигнал о том, что требуется досмотр.
 
«Мы не ставим цели сделать его очень чувствительным, не ставим задачу определять тип взрывчатого вещества, мы сосредоточились на детектировании – то есть, наличие запаха взрывчатки есть или нет», — рассказала «Безопасности» старший преподаватель кафедры экспериментальной физики Физико-технологического института УрФУ Анна Баранова.
 
В Екатеринбурге в качестве сенсора при создании «носа» ученые использовали вещество органического происхождения, которое люминесцирует под воздействием видимого диапазона света. При внесении данного вещества в поле взрывчатых веществ происходит изменение свечения, которое прибор автоматически регистрирует.
 
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ, СПОСОБНАЯ ВЫЯВЛЯТЬ ТЕРРОРИСТОВ, СОЗДАНА В РОССИИ
 
Разработанный на Урале детектор взрывчатки имеет шансы «поступить» на службу безопасности. Лаборатория УрФУ передала экспериментальный образец местному научно-производственному объединению «Интермолекулярные системы безопасности». Именно это предприятие теперь будет дорабатывать лабораторный образец для внедрения в производство. Но сроки внедрения екатеринбургские ученые назвать сейчас не могут, говорят, что все будет зависеть от финансовых вложений в научную часть, которая все еще требует доработок. 
 
Что интересно, хорошими финансовыми вложениями разработчики называют сумму, всего лишь, миллион рублей. Казалось бы, небольшие деньги для науки, но для этой лаборатории они имеет определяющее значение, потому как опытный образец детектора взрывчатки был создан своими силами и своими средствами без каких-либо грантов и других денежных вливаний.
 
Подобное оборудование, рассказывает разработчик, принято в Америке на вооружение, в России аналогов прибора нет. Ценовая политика детекторов взрывчатых веществ, которые присутствуют сегодня на рынке, хоть и работают по другому принципу, начинается от 800 тысяч рублей, екатеринбуржцы свою разработку хотят удешевить в два раза, сделав максимально доступной. Но все это касается научной части, дойдет ли разработка до потребителя – это вопрос к производственникам, инвесторам и это, по словам Барановой, уже совершенно другие деньги:
 
«От зарубежных мыслителей, по большому счету, мы с точки зрения научной мысли не сильно отстаем. Нам не хватает финансовых вложений для того, чтобы идеи доводить до ума и до потребителя. Идей у нас – громадье, вот только выраженности в работающих классных приборах не так много».
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

октябрь
22
Начало Карибского кризиса - противостояния между СССР и США (1962)
22
Горький переименован в Нижний Новгород
23
День работников рекламы в России
23
Первая в Европе пластическая операция (1884)
23
В Москве произошел теракт на Дубровке (2002)
23
Пленум ЦК КПСС принял программу переброски на юг сибирских рек (1984)