Авторизация
или Зарегистрироваться

Что делать, если ребенок не хочет читать

11.12.2017


отправить
отмена
ПОДЕЛИТЬСЯ:

В наш век информационных технологий и развития техники проблема чтения в детском возрасте очень важна. Если раньше у многих детей чтение было просто частью досуга, то сейчас, особенно, в младшем школьном возрасте — это некое обязательство то, к чему чуть ли не принуждают.  Педагог-психолог МКУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Алексей Гершман, рассказал «Безопасности, почему это происходит и что делать в такой ситуации.

Почему большинство современных детей не хочет читать?

Произошло это из-за появления альтернативы: видеоигры, медиа пространство (YouTube и другие ресурсы), социальные сети, мессенджеры. Также свою роль сыграло увеличение школьной нагрузки. Из-за чего, после того, как ребенок сделает все, что связано с уроками, у него может просто не оставаться сил, чтобы почитать.

Ребенок практически все время имеет альтернативу чтению и знает, чем себя занять

К тому же, чтение — вещь, для которой нужна усидчивость, да и зрелищным это занятие не всегда можно назвать. А дети в младшем школьном возрасте очень сильно нуждаются в ярких эмоциях и впечатлениях. Монотонные дела для них скучны.

Стоит ли лишать ребенка альтернативы, изолировать его от гаджетов и телевизора?

Определенно не стоит. Скорее всего, в таком случае мы получим далеко не тот эффект, который хотели бы. Да, возможно, ребенок в качестве альтернативы и начнет читать книги, но это чревато чем-то вроде побочного эффекта — он может стать социально отчужденным.

Если он перестанет быть в курсе всего того, что сейчас актуально, популярно и т. д., ему будет сложно находить общий язык со сверстниками, да и те могут попросту считать его «с другой планеты» или просто «странным». К тому же проблема «разговора на одном языке» и взаимопонимания актуальна и для многих родителей. Не думаю, что такой риск может и должен быть оправдан.

Можно ли повлиять на ребенка и изменить ситуацию?

На самом деле дети постоянно читают, причем большие объемы информации

Мы изначально не совсем правы, говоря о том, что дети ничего не читают. Просто читают они не то, что хотелось бы нам, взрослым. То есть речь идет не о книгах. Дети много времени проводят в социальных сетях или мессенджерах, пишут или читают сообщения и новости.

А уже это, в свою очередь, может оказывать влияние на нежелание читать художественную литературу. Мозгу все равно какая информация перед ним находится, он просто принимает сигналы со зрительных органов, анализирует ее и посылает ответный импульс. Буквы остаются буквами везде, равно как и слова словами.

Читайте сами

Совершенно не обязательно, что, глядя на вас с книгой ребенок тоже начнет читать. Но нужно, чтобы он имел четкое представление о том, что книга в вашей семье — не чуждая вещь, а что-то вполне обычное, как тот же телефон или телевизор.

«Позовите» авторитета

Узнайте, какие персонажи или известные персонажи ему нравятся и почему. Объясните, что для достижения успеха эти люди много учились и читали. Если есть возможность — найдите и покажите ребенку видеоролик, где эти люди рассказывают о книгах, которые повлияли на их жизнь.

Не давите

СТРАХИ ПЕРВОКЛАШЕК. КАК ПОМОЧЬ?

Иначе может возникнуть реверс — чем больше мы заставляем человека что-то делать, тем меньше у него остается желания это делать. Даже если вы хотели, чтобы вместо книги интересной ребенку, он прочел другую — полезную. Если у ребенка есть интерес к литературе, не нужно «бить по рукам» и говорить, что нужно брать вот это, а не вон то. Скорее всего, из-за этого он просто перестанет читать вообще, потому что не будет чувствовать себя свободным, да и потому что книга просто перестанет приносить ему удовольствие.

Обясните, что школьную литературу нужно читать

Разграничьте чтение в рамках хобби и чтение, как необходимость. Объясните, что делать уроки и готовиться к занятиям — это не то, что мы делать хотим, а то, что мы делать обязаны, и литература в данном случае — не исключение.

Учитывайте интересы ребенка

КАК ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

В силу своего характера и темперамента, ребенку не интересно читать книгу, где слабо развивается сюжетная линия, упор делается на диалоги, а не на динамическое развитие событий, и так далее. Возможно, ребенок вообще заинтересуется комиксами. И в этом нет ничего плохого, графические романы сейчас набирают обороты. Если ребенок заинтересовался ими — поддержите его. Найдите интересные ему комиксы, в которых кроме зрелищности будет содержаться полезная информация.

Не упрекайте

КАК СОХРАНИТЬ МИР В КЛАССЕ

Вряд ли фраза «только и можешь в телефоне своем сидеть. Уткнулся в него, лучше бы книгу взял!» даст именно тот эффект, который нам хотелось бы. Лучше вместо этого подогревать интерес к чтению, разжигать его.

Если мы считаем, что определенная книга может быть  полезной, надо обратить на нее внимание ребенка. К примеру, прочитать описание, а потом спросить хотел бы ребенок узнать, чем все закончится? В общем, вариантов может быть много, и все буде зависеть исключительно от вашей креативности.

Найдите замену книжным знаниям

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ УНИЖАЕТ РЕБЕНКА

Если ничего не помогает, то ответьте себе честно на вопрос о том, для чего вы хотите видеть книгу в руках ребенка? Если для того, чтобы он стал более эрудированным и усидчивым, расширил словарный запас или не «бесполезно» тратил свое время?

Как только вы найдете ответ, то сможете понять, как этого достичь, не прибегая к ненавистным книгам. Возможно, просмотр познавательных передач, научно-популярных роликов, фильмов и (или) мультфильмов с глубоким смыслом окажут на ребенка положительный эффект, и он сам будет с удовольствием посвящать этому свое время.

Задача родителей заключается не столько в том, чтобы развить в ребенке любовь к чему-то конкретному или полезныму, сколько в том чтобы помочь выбрать направление в котором ребенок сам захочет и будет развиваться.

ПОДЕЛИТЬСЯ: