Авторизация
или Зарегистрироваться

«В воздухе очень тесно»: Чем занимаются представители самой вредной профессии

20.10.2017


отправить
отмена
ПОДЕЛИТЬСЯ:

20 октября авиационные диспетчеры всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Его история ведется с 1961 года, со дня основания Международной федерации ассоциаций авиадиспетчеров — организации, сыгравшей важную роль в процессе стандартизации управления грузовыми и пассажирскими авиационными перевозками.

Сегодня эта профессия, впрочем, как и десятки лет назад, является уникальной во всех смыслах — в мире работников воздушных центров управления насчитывается всего несколько десятков тысяч человек, но жизнь им доверяют миллионы. 

Все авиадиспетчеры обладают стальными нервами и обширными знаниями в довольно узкой специализации — в случае смены деятельности высококвалифицированному специалисту найти другую работу практически невозможно.   

МОЖНО ЛИ ПРОЛЕТЕТЬ НАД МОСКВОЙ И ОСТАТЬСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМ

Какими сложностями отличается эта профессия, сколько получают авиадиспетчеры, какую роль в этой работе играет интуиция и правда ли, что в некоторых регионах России, управляющих полетами не хватает? На эти темы «Безопасность» поговорила с начальником службы управления персоналом филиала «Аэронавигация Юга», авиадиспетчером с 31-летним стажем Юрием Багатовым. 

— Сложно ли попасть в профессию? Как это произошло в вашем случае?

Да, стать авиадиспетчером довольно сложно. Причина одна — необходимо пройти серьезную медицинскую комиссию, профессиональный отбор психолога и поступить в учебное заведение. Сегодня в России таких всего четыре — в Санкт-Петербурге, Москве, Ульяновске и Красноярске.

Что касаемо меня лично, то 34 года назад в эту профессию попал совершенно случайно. В советское же время все мальчишки мечтали стать летчиками, я тоже хотел летать. Поступал в военное училище летное, но были какие-то недоработки с документами, поэтому поступить не получилось.

Поехал поступать в летное училище в Кировоград (с 2016 года — город Кропивницкий Кировоградской области Украины — прим. ред.). Там уже совершенно случайно зашел в другое училище — то, в котором готовили авиадиспетчеров, они рядом находились. Тогда я даже не понимал, что это за профессия такая.

А после того, как мы с другом узнали о количестве жалеющих попасть именно в летное, развернулись, сдали документы (учитывая, что аттестаты были замечательные) и успешно по итогу отучились. Я не жалею о тогдашнем выборе. 31 год в профессии — лучшее ее не знаю.

— Какие предметы изучают будущие авиационные диспетчеры?

Их довольно много, все охватывают очень широкие сферы. Это и метеорология, и самолетовождение, конструкция, тактико-технические характеристики воздушных судов и авиадвигателей — в общем, все, что связано с авиацией.

Кроме того, даже после получения свидетельство об образовании, диспетчеры на регулярной основе подтверждают квалификацию. Постоянные экзамены, зачеты. Просто получить диплом — это еще ни о чем не говорит. Это и стажировка, и получение определенных допусков к работе.

В сегодняшних условиях это еще и знание английского языка на четвертом уровне по шкале международной организации гражданской авиации. Ведь экипаж с диспетчером говорит, используя установленную фразеологию. Некоторые фразы, например, абсолютно сокращены для общего понимания и отсутствия иного толкования. Но пилоты летают из разных стран и у каждого из них свой акцент, свой сленг.   

— Какими были впечатления в самом начале работы?

Первый рабочий день ничем таким не запомнился, так как в процессе обучения курсанты училища выезжали на производственную практику, на конкретные предприятия. Именно на практике студенты готовятся к работе на определенном секторе. Так и сейчас — готовятся к определенным диспетчерским пунктам, изучают зону ответственности, ее особенности.  

Поэтому начало работы запоминается только тем, что тебя прикрепляют к новому коллективу, ставят в определенную смену. Начинается рутина, подготовка к которой шла все годы обучения.

— Сколько диспетчеров находится в пункте управления? У каждого из них своя функция?

Да, в диспетчерском пункте находятся несколько специалистов, и у каждого из них своя зона ответственности. Есть диспетчер «руления», он отвечает за маневрирование воздушных судов по перрону. Есть диспетчер «старта», который разрешает посадку и взлет. Есть диспетчер «круга», этот человек готовит самолеты к посадке — выстраивает их в очередь и так далее.

Существует специализация диспетчера «подхода», эти люди ведут воздушные суда в радиусе примерно ста километров от аэродрома и до высоты 5-6 километров. Далее — диспетчер районного центра. Эти специалисты ведут пролетные воздушные суда.

У них воздушное пространство поделено на зоны, условно говоря, на 15-20 квадратов. Так вот в каждом квадрате за порядок отвечает отдельный диспетчер, все они передают друг другу суда от зоны к зоне. Последние могут быть малыми — в радиусе конкретного города, или же по территории всей страны. То есть нет такого, что самолет взлетел в Калининграде и я веду его до Магадана.

Средняя зарплата авиадиспетчера В России составляет 120 — 160 тысяч рублей в месяц. Уровень оплаты зависит от места работы — в регионах, отдаленных районах, он меньше: 65-90 тысяч в месяц

Есть деление по высоте, по точкам передачи. Оба человека — тот который передает и тот, которому передают — знают когда, в какое время, в каком месте и на каком эшелоне воздушное судно летит. И эта информация передается постоянно.   

— Диспетчер чаще полагается на приборы, или иногда и интуиция помогает?

Несмотря на то, что оборудование становится все более совершенным, позволяющим диспетчеру прогнозировать ситуации, помогать ему в работе, основным все же остается опыт и иногда интуиция. Аналогичных, похожих ситуаций, практически не бывает: самолеты летят на разных скоростях, в разных условиях. 

Если я пять минут назад разводил воздушные суда кого-то отвернув, а кого-то спрямив, то вполне возможно, что в следующие пять минут уже буду вынужден поменять эшелон, чтобы не допустить вхождения в недопустимые интервалы.

Обыватели зачастую думают, глядя в небо — боже мой, это же не на дороге. Там лети куда угодно! Нет, такие мнения крайне ошибочны. Для того, чтобы ситуация стала немного понятнее, достаточно открыть любое приложение по фиксации авиатрафика. В воздухе, на самом деле, очень тесно.    

Может быть все — и современное оборудование, и самолеты, которые без пилотов могут летать и садиться. Но без диспетчеров пока никак. Системы, которая все будет контролировать автоматически, еще не придумали.  

Работа эта творческая, очень ответственная и напряженная. Поэтому авиадиспетчер в списке работ с вредными и опасными условиями находится на первом месте. За это они имеют дополнительные 39 дней к основному отпуску, это 67 дней в общей сложности. В 50 лет по этой профессии можно выйти на пенсию.

— С точки зрения безопасности — какие ситуации считаются экстренными?

Если что-то на воздушном судне случается нештатное — это уже неординарная ситуация, она в любом случае требует повышенного внимания, особого контроля, соблюдения определенных технологических действий.

ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ: ПЯТЬ САМЫХ ОПАСНЫХ АЭРОПОРТОВ МИРА

В воздухе может многое случиться: на борту больной пассажир или дебошир, не дай бог отказ техники, попадание в зону турбулентности — все это нестандартные ситуации. Но все что происходит или может произойти — все это регламентировано и известно. Каждый диспетчер и каждый экипаж знает, кто что должен делать в определенной ситуации.

Но мы опираемся прежде всего на пилотов, на командира судна — они находятся на борту, они сконцентрированы на решении возникшей проблемы. И мы должны не мешать, а только помогать. Все, что нужно, вся информация, которая нужна пилоту, — она оперативно предоставляется.   

— Насколько мне известно, существует ряд проблем в профподготовке авиадиспетчеров в России. Это, как можно понять, не единственные трудности?

Что касаемо проблемы в профессиональной подготовке, это, скорее, рабочие процессы. Просто есть определенные стандарты у министерства образования, а учебный центр, в котором диспетчеры проходят подготовку, поменял программы, изменились определенные требования и условия, а для этого перехода нужно время. Но все это решаемо.

Другоедело — кадровый вопрос. Эта проблема всегда существовала, потому что сначала были низкие заработные платы, не хотели идти люди работать — ответственность же большая. Социальные гарантии были меньше.

Сегодня нехватка диспетчеров только по северным районам, Дальний Восток. В крупных центрах, в больших аэропортах такой проблемы нет. И укомплектованность полная, и учебные заведения выпускают достаточное количество специалистов. 

— Можно ли сказать, что это работа на всю жизнь? В том смысле, что это больше, чем профессия?

Все верно, это на всю жизнь. И дело не только в любви к своему делу. Если и уходили, то единицы, да и причины были объективные. Или списание по здоровью, потому что работа напряженная, человек может не пройти очередную медкомиссию. 

Потерявший работу диспетчер является одним из самых незащищенных, потому что это не бухгалтер, не юрист или экономист. После этой работы куда-то пойти устроится кране тяжело.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
ноябрь
24
День моржа
24
Черная пятница
24
Американец Джозеф Глидден получил патент на колючую проволоку (1874)
24
Петр I издал Указ о запрещении появления на улицах нищих (1717)
25
Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин
25
В СССР учрежден орден «Знак Почета» (1935)