9 сентября 1970 года, то есть 47 лет назад, на главном конвейере Волжского автомобильного завода началось серийное производство автомобилей «ВАЗ-2101».
Можно сказать, что «единичка» или «копейка» - самый любимый россиянами автомобиль, теперь уже в ранге ретро, правда. Об этом говорит и проведенный в 2000 году опрос, по результатам которого почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ признали ВАЗ-2101 «лучшим российским автомобилем столетия».
Для Волжского автомобильного эта машина была первой в истории завода. Но разработка собственной не являлась. «Безопасность» вспоминает путь «копейки» от начала до конца.
В 1966 году Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Техпроект готовил итальянский автомобильный концерн «Fiat». А уже в начале 1967 года было объявлено о строительстве Волжского автозавода, ее признали всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
3 года спустя, 3 марта 1970 года, цех сварки выдал первые 10 кузовов будущих автомобилей. А 19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», которые стали первыми моделями легендарного отечественного автомобиля. Еще через полтора месяца в Москву был отправлен первый эшелон с первыми ВАЗами.
За основу будущего «народного любимчика» был взят итальянский Fiat 124 - модели 1966 года в базовой комплектации с 1,2-литровым двигателем. В длину машина была чуть более 4-х метров, клиренс – 17 сантиметров, а общая снаряженная масса составляла почти тонну – 955 килограммов.
Автомобиль, на первый взгляд, не отличался от своего прародителя, но на самом деле ВАЗ 2101 значительно отличался от своего итальянского собрата, ведь после испытаний в России, перед постановкой на производство в Тольятти, Fiat-124 пришлось серьезно доработать, адаптировать к российским условиям.
Двигатель получил более прогрессивное верхнее расположение распределительного вала в головке блока цилиндров, был добавлен «кривой стартер», увеличено расстояние между цилиндрами, что позволяло наращивать их диаметр, клиренс также был увеличен на 3 см, а подвеску вообще переработали и усилили, но как показала практика, все же недостаточно.
В отличии от Жигулей, Fiat выпускали с задними дисковыми тормозами, которые на отечественных автомобилях решили заменить на барабанные, ведь он более стойкие к загрязнению и считаются более долговечными.
Сцепление было увеличено со 180 до 200 миллиметров, а коробка передач имела доработанную конструкцию синхронизаторов. Зато внешне машина почти не изменилась: конструкторы ограничились добавлением левого бокового зеркала и изменением конструкции дверных ручек.
Если говорить о салоне, то интерьер был сделан, на уровне тех лет, достаточно добротно, и за время производства он лишь слегка модернизировался.
Всего в конструкцию «Фиата» было внесено более 800 изменений, как итальянской, так и советской сторонами.
«Копейка» с самого начала собирались целиком из локализованных частей, без поставок деталей с итальянских заводов «Фиата». Штампы и клейма же оставались в первое время «фиатовскими», так что соответствующее обозначение вполне могли нести и детали, изготовленные в СССР на итальянском оборудовании.
По мере внесения в конструкцию автомобиля изменений и естественного износа оснастки они стали исчезать. Качество изготовления автомобилей ВАЗ действительно со временем снижалось, но эта тенденция находилась в полном соответствии с теми, которые были характерны в те же годы для всей советской, и не только автомобильной, промышленности.
Со временем ВАЗ-2101 получил несколько модификаций, а именно 21011 — основные изменения пришлись на модификацию кузова, салон которой получил более удобные по форме передние сиденья и несколько измененные органы управления, а также пепельницы, из задних подлокотников перенесенные непосредственно на панели дверей. В дополнение к этому модификация получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объемом 1,3 литра.
Эти автомобили оснащали иной решеткой радиатора с более частыми горизонтальными поперечинами, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных вентиляционных прорези. Бамперы лишились клыков и получили взамен по периметру резиновые накладки.
На стойках кузова ВАЗ-21011 сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решетками, стоп-сигналы и указатели поворота получили отражатели. На автомобиль стали устанавливать фонарь заднего хода.
Вторая модификация — это модель 21013, которая отличалась от 21011 лишь объемом двигателя (1.2 литра). Также, на базе ВАЗ-2101 был создан универсал ВАЗ-2102.
Всего автоконцерном было выпущено 2,7 миллиона «копеек». Многие из них и по сей день бегают по дорогам мира. Что говорить, легенда!